Григорий Шатров

История строительства нефтепровода Александровское – Анжеро-Судженск полна не только восхищенных восклицаний, хотя в итоге был проведен крупнейший на тот момент нефтепровод в мире. Она изобилует драматическими событиями: строители были в напряжении от первого дня и фактически до завершения проекта.

Открытие Советско-Соснинского нефтяного месторождения в Томской области и последующие решения руководства страны по его судьбе не предполагали широкого промышленного использования томской нефти. Ставка делалась на гигантские запасы в Тюмени. На томском месторождении предусматривалось организовать лишь пробную эксплуатацию, своего рода эксперимент с отложенным результатом.

Но нефть шла из скважин безостановочно. Никто не знал, что делать со свалившимся богатством: только этим можно объяснить отсутствие каких бы то ни было решений по транспортировке добытого сырья, что обессмысливало упорство людей, столько лет искавших черное золото в тайге, среди болот. Поэтому решение по транспортировке углеводородов пришлось принимать с колес. Предложений было несколько. Вначале нефть собирались отправлять танкерами по водным путям. Затем, с увеличением объемов, – трубопроводным транспортом. Поначалу в московских кабинетах наиболее серьезно рассматривался наименее затратный способ – перевозка танкерами. За время навигации предлагалось вывозить накопленную за зимний период нефть, хранившуюся в резервуарах. Но не все, что дешево, оптимально. У этого решения было много изъянов. И в первую очередь отсутствие в достаточном количестве танкерного флота. Большой риск исходил и от массы неблагоприятных природных факторов. Короткое время навигации, дорогостоящее хранение, неритмичность снабжения поставили на этом варианте большой жирный народно-хозяйственный крест.

Оставался только один выход – строить нефтепровод. Но где, как и в каком направлении? Самый верный для Москвы вариант – нитка от Александровского до Нижневартовска. И затем по готовой схеме томское сырье шло бы дальше на запад, через Омск до европейских столиц по нефтепроводу «Дружба». Длина всего 50 км, затрат минимум. Но у руководителей Томской области был альтернативный вариант с ориентацией на восток страны: прохождение нефтепровода длиной 818 км через всю область с севера на юг с врезкой в магистральный трубопровод Байкал – Башкирия. За эти проектные решения и развернулась нешуточная борьба…

Продолжение следует

ЦИФРА

2000 кубометров должна была составить емкость двух первых резервуаров для томской нефти. Их планировалось построить в 1966 году, но успели подвезти и смонтировать только один.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 2 =