Объединяя людские миры

Каждый из нас хоть раз в жизни переживал трепетные чувства во время распаковки заветной посылки, бандероли или долгожданного конверта. Почтовые услуги, несмотря на свершившуюся техническую революцию, остаются незаменимыми при отправке ценного письма с документами, получении пенсий, социальных выплат или заказа из интернет-магазина, покупке периодических изданий.

И оказывают нам эти услуги операторы почтовой связи, чья работа строится под девизом «Объединяя мир людей».

В нашей стране почта существует более тысячи лет. Первые почтовые сношения, согласно летописям, существовали еще при великом князе Олеге. А доставляли важные вести гонцы, передвигавшиеся на лошадях и лодках. Наибольшего развития система почтового дела достигла к концу XIX века. Уже по названию профессий можно проследить ее эволюцию: морзисты-телеграфисты, телефонисты, почтово-телеграфные агенты, с 60-х годов прошлого века – операторы связи.

Авторитетная кузница кадров

Пять лет назад специалистов почтовой связи начали готовить в Томском техникуме водного транспорта и судоходства. Он стал правопреемником училища связи, которое, предположительно, было образовано в 1931 году и все эти десятилетия оставалось кузницей кадров для почтовых учреждений Сибири. В годы войны многие его выпускники уходили на фронт связистами.

– Конкурс на специальность определяется по проходному баллу, но не ниже 4,5, – рассказывает преподаватель Томского техникума вод­ного транспорта и судоходства Ольга Белошкова. – Обучение строится на базе 9 классов, программа рассчитана на срок 2 года 10 месяцев, формы обучения: очная и заочная, в группу набирают 25 человек.

Эта специальность перестала быть сугубо женской: на первом курсе девичью компанию разбавляют двое юношей, на втором курсе – один. Обучаться почтовому делу приезжают из Томской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, Республики Тыва. Столь широкая география объясняется просто: на территории СФО больше нет учебных заведений, где готовили бы специалистов этого профиля.

С первого курса студентов погружают в производственный процесс: в технической мастерской создано десять учебных рабочих мест с персональными компьютерами, на которых установлена последняя версия ЕАС ОПС (единая автоматизированная система отделений почтовой связи). В этой программе сегодня работают все ОПС России. В техникуме созданы все условия для подготовки конкурентоспособных специалистов.

 

Заработная плата операторов составляет 18–27 тыс. рублей

 

Parlez-vous francais?

Наряду с техническими навыками будущие операторы в обязательном порядке изучают французский язык. Спросите, для чего?

– Особенность специальности заключается в том, что все почтовые термины прописаны по-французски. Эта традиция зародилась в 1874 году в швейцарском Берне, где собрались представители 22 государств для создания Всемирного почтового союза. Тогда же было принято решение, что международным почтовым языком будет французский, – поясняет преподаватель. – В стандарте по нашей профессии также прописано, что в качестве иностранного обязателен именно французский, а не какой-то другой язык.

Производственную практику все студенты проходят на рабочих местах в бэк-зоне «Почты России».

Бэк-зона, разъясняет Ольга Белошкова, это не клиентский зал, а помещение, где идет обработка почтовых отправлений. Дело в том, что студенты не являются материально ответственными лицами, к тому же кто-то еще даже не вступил в пору совершеннолетия. Тем не менее в период практики они наблюдают за работой сотрудников, изучают, как происходят операции приема, вручения, досыла-возврата почтовых отправлений, проводки платежей.

После производственной практики студенты пишут отчеты, а кто-то подходит творчески и подает их в виде презентаций, внося личные наблюдения и предложения по дальнейшему трудоустройству в конкретном отделении «Почты России».

Техникум тесно взаимодействует с руководством ведомства, находя полное понимание и поддержку. С годами это сотрудничество переросло в проведение совместных мероприятий, таких как конкурсы красоты «Мисс почта», спортивные соревнования, круглые столы с работодателями. По словам Ольги Белошковой, 90% выпускников сразу же после учебы направляются работать на «Почту России». Они приходят в отделения операторами первого класса. Погружение в профессию начинается с первого шага, когда молодые специалисты облачаются в униформу: белую рубашку, жилет и шарф корпоративного сине-оранжевого цвета. У каждого оператора обязателен именной бейдж.

 

Более 1 тыс. выпускников операторов связи выпустило училище-техникум за все время своего существования

 

Пятиминутная готовность

Все почтовые отделения России классифицированы, поэтому график обслуживания клиентов разрабатывается исходя из классификации. Например, почта второго класса работает в течение семи дней, третьего – с понедельника по субботу. Количество почтовых отделений в районах зависит от численности проживающих и частоты застройки.

Сама Ольга Белошкова до перехода в педагогику 12 лет отработала в почтамте г. Северска. В то время на почте стояло программное обеспечение WinPost (почтовое окно). А года четыре назад началось повсеместное внедрение новой программы ЕАС ОПС. Она удобна тем, что в одном программном окне сосредоточены все операции, которые раньше специалисты выполняли в разных модулях. С ее внедрением обновилась и компьютерная техника.

– Мы смогли расширить перечень услуг, в том числе совершать оплату на дому по мобильным почтовым кассовым терминалам, – продолжает Ольга Белошкова. – Это позволило почтальонам при выплате пенсий на дому одновременно принимать платежи за квартиру, телефон, Интернет. А мобильное приложение «Почта России» дает возможность не только отслеживать свое почтовое отправление, но и рассчитать его стоимость. А ведь еще десять лет назад всю эту информацию клиент мог узнать только на почте. Оператор рассчитывал стоимость письма или бандероли по таблице в зависимости от географического пояса, веса почтового отправления. Теперь это можно сделать буквально за несколько секунд, зайдя на сайт «Почты России».

На сегодняшний день максимальный вес посылки в почтовых отделениях составляет 20 кг, но также есть специальные отправления до 50 кг, а в EMS-центрах принимаются отправления до 31,5 кг. Минимальный вес начинается от 1 г.

– Мы тоже не стоим на месте и идем в ногу с техническим прогрессом, – улыбается Ольга Владимировна. – Например, уменьшили время обслуживания одного клиента: по норме полагается не более пяти минут, в течение которых оператор должен найти искомую посылку, оформить и отдать ее клиенту.

Понятно, что такая наработка приходит с практикой. Но с самого начала от оператора почтовой связи требуется внимательность, доброжелательность и стрессо­устойчивость. А спокойно ориентироваться в море посылок или бандеролей ему помогают профессиональные знания, в том числе правила адресного хранения, когда каждому отправлению присваивается свой номер и номер стеллажа. Если очередь все-таки скапливается и оператор начинает тормозить, на помощь всегда придут опытные коллеги.

Для ускорения собственного обслуживания клиент может дома заполнить все поля отправителя-получателя, весовые характеристики, оценочную стоимость и даже оплатить по безналу. Дальше ему нужно лишь прийти в почтовое отделение и сдать отправление оператору.

Почтовые династии

Сегодняшние студенты изучают профессию дистанционно с использованием практически всех известных цифровых ресурсов. Ближе к выпуску они уже умеют проводить более 50 операций, так что сама учеба в период пандемии лишь ускоряет навыки и формирует практический опыт будущих операторов связи.

– Каждый год к нам приходят дети, внуки наших выпускников, для многих почтовое дело стало семейной традицией, – не скрывает гордости Ольга Белошкова. – Надеемся, что и в таких непростых условиях эта традиция не прервется, тем более что у студентов перед глазами пример 50-летней работы в профессии заслуженного мастера связи Людмилы Павловны Букреевой. На сегодняшний день нет ни одного почтового отделения в Томске, где бы не работали ее ученицы. Она остается наставником выпускников техникума и по сей день.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ:

  • прием и вручение внутренних и международных почтовых отправлений;
  • обработка, сортировка и отправка почтовых отправлений;
  • распространение периодических печатных изданий;
  • осуществление переводов денежных средств;
  • выплата пенсий, пособий и других целевых выплат;
  • реализация товаров народного потребления, знаков почтовой оплаты и оказание филателистических услуг;
  • реализация страховых продуктов;
  • прием платежей за коммунальные и другие услуги;
  • предоставление почтово-банковских услуг;
  • учет и контроль кассовых операций при использовании контрольно-кассовой техники.

Автор: Валентина Артемьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 5