Фото: Алексей Гаврелюк

Основная

Лыжероллерная трасса – первая ласточка губернаторского проекта Академпарка. Все работы здесь должны завершиться к 15 октября, но объект уже практически готов к эксплуатации: подрядчики прокладывают последние метры.

Возрождение идеи

– Мы ждали лыжероллерную трассу 15 лет, – признается директор Центра олимпийской подготовки по лыжным гонкам Наталья Баранова. – Именно тогда впервые была озвучена идея ее строительства в Академгородке. Был подготовлен проект, но, конечно, не такой масштабный, как сейчас. Однако работы так и не начались. Открытие трассы станет праздником не только для спортсменов, но и для всех томичей.

Второе рождение идеи принадлежит губернатору Томской области Сергею Жвачкину. В конце 2013 года он распорядился выделить администрации Томска 27 млн рублей на обустройство двух лыжероллерных трасс: в районе стадиона «Политехник» и лыжной базы «Метелица».

– Наши центры зимних видов спорта должны функционировать круглогодично, – подчеркивал глава региона. – У здорового образа жизни не может быть перерывов из-за погоды и времени года. Лыжники получат возможность оттачивать мастерство в том числе и летом.

В районе стадиона «Политехник» трассу нужно было только доработать и облагородить, в Академгородке же – построить с нуля. Первоначально смета проекта составляла 93 млн рублей, но затем она сократилась в два раза. Зимой и весной подрядчик, компания «Дорремстрой», занимался подготовительными работами. Далее – формирование подушки, насыпи и в сентябре, наконец, асфальтирование.

Вопросы и ответы

По ходу строительства возникало много вопросов. В частности, в какой-то момент местные жители выступили против вырубки леса. Но в итоге все оказалось не так драматично.

– Большинство вырубленных деревьев очень старые, – говорит председатель экологического центра «Стриж» Сергей Жабин. – В подобных парках время от времени необходимо проводить санитарно-защитные рубки и рубки ухода, что, к сожалению, делается не всегда. Для строительства трассы вырубили всего 1,5% от всего лесного массива Академпарка. К тому же в сентябре были произведены компенсационные посадки. На территории, прилегающей к новой трассе, высадили более 2 тыс. деревьев.

У сторонних наблюдателей вызывал вопросы еще один момент: на некоторых участках трасса значительно возвышается над земной поверхностью – не опасно ли это для спортсменов?

– По словам строителей, это было необходимо, – поясняет Наталья Баранова. – Они взяли пробы и обнаружили, что почва там практически не высыхает. Нужно было либо снимать большой слой грунта, либо, наоборот, сделать насыпь. Строители пошли по второму пути. Кроме того, в некоторых местах там подъемы с уклоном, которые приходилось выравнивать. Я считаю, что никакой опасности ни для спортсменов, ни для всех тех, кто умеет ездить на лыжах, роликовых коньках, скейтбордах или велосипедах, такой рельеф не создает.

– Говорилось и о том, что строительство трассы подрывает стратегический запас водных ресурсов Томска, что там оползневая зона. Все это неправда, – опровергает слухи Сергей Жабин. – Никаких стратегических запасов питьевой воды там нет. Нужно доверять специалистам: по данным геомониторинга, оползневые зоны в Томске обнаружены в районе Лагерного сада, на Каштаке, в Солнечном, но никак не в Академгородке.

Для всех

Лыжероллерная трасса длиной 3,2 км и шириной 6 м (из них асфальтированный слой – не менее 4 м) – отличная база для проведения тренировок и соревнований как городского, так и сибирского уровня. До ее появления томским лыжникам летом было тренироваться практически негде. А соревнования по лыжероллерному спорту (летнему аналогу лыжных гонок) приходилось проводить, например, на территории томской особой экономической зоны – только там были подходящие асфальтированные дороги.

– Сейчас у нас появилась возможность полноценно тренироваться и летом, – размышляет Наталья Баранова. – И для зимы плюс: снег раньше ложится на асфальт, никаких корешков и грязи, поэтому и на лыжи можно будет вставать раньше.

Трассу, на которую подрядчик дает пять лет гарантии (если все работы были сделаны правильно, то она должна простоять куда больше), можно использовать и как велодорожку, и для катания на роликовых коньках и скейтбордах. Окончательно регламент работы нового спортобъекта еще не определен, но уже сейчас понятно, что там найдется место как профессиональным спортсменам, так и всем томичам. Томские лыжники уже опробовали готовые участки трассы и остались полностью удовлетворены как качеством покрытия, так и рельефом.

Трасса как маяк

В этом году Томская область впервые за долгое время получила право на проведение первенства Сибирского федерального округа по лыжным гонкам. Однако оно пройдет не в Академгородке, а на северской базе «Янтарь». Новая трасса – это, конечно, хорошо, но она требует дальнейшего развития. На лыжной базе «Метелица» пока невозможно обеспечить для спортсменов все необходимые условия. В частности, по нормам межрегиональных соревнований организаторы должны предоставлять для участников раздельные помещения для переодевания и для подготовки лыж.

– Если одновременно проводятся соревнования по лыжным гонкам и по фристайлу, да еще и погода хорошая (то есть приходят покататься и жители), то в «Метелице» становится тесно, – говорит Наталья Баранова. – Нужно развивать инфраструктуру, увеличивать проходимость. Там есть здание, которое никак не используется. Мы мечтаем, чтобы, например, администрация города его выкупила и сделала там полноценную лыжную базу. Еще один нерешенный вопрос – с парковочными местами. Автомобили бросают вдоль дороги, образуются пробки, в которых можно потерять полчаса, а то и больше. Есть проект Академпарка. Хорошо, что начали с трассы, но нужно двигаться дальше, воплощать мечты в реальность.

Проект строительства в районе Академгородка парка спорта и отдыха подразумевает обустройство порядка 150 га территории от стадиона и базы «Метелица» до малых трамплинов на Степановке. В Академпарке предусмотрены горнолыжные и лыжероллерные трассы, катки, велодорожки, дорожки для пеших и конных прогулок, площадки для волейбола, бадминтона, городков и многое другое. Масштабы впечатляют и кажутся нереальными, но… на первой лыжероллерной трассе вот-вот будет объявлен старт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − = 26