Как же угадали организаторы фестиваля, выбрав для его проведения площадку Оськина озера! Водоем с темно-синей водой, окруженный шелковой травой-муравой, стал природной декорацией, на фоне которой 14 лет подряд звучат песни и родовые мелодии, сказы и легенды народов Севера. С этого года его берег охраняет Дух озера – вырезанная из сухого дерева скульптура.

Кажется, уже невозможно представить этот фестиваль без яркого солнца и высокого голубого неба, самобытных танцев, гулкого звука бубнов и уникального горлового пения. Сливаясь в единую палитру под названием «Этюды Севера», все эти краски делают фестиваль ярче, зрелищней, масштабней.

Точность – стиль сибиряков

Ровно в полдень под удары бубна на открытой сцене развернулась драма между людьми зимы и людьми лета за господство природы. Театрализованное шоу сопровождалось звуками шаманского бубна и традиционного горлового пения. А затем перед зрителями прошли национальные делегации и творческие коллективы из Бурятии, Горного Алтая, Хакасии, Таймыра, Салехарда, Кемеровской области, а также из Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского и Парабельского районов Томской области. Вместе они исполнили гимн коренных народов Севера «Мы – коренные», автором которого является парабельская селькупка Вера Тузакова: «Живем большой семьей мы под крылом России, а имя нам дано судьбой: зовут нас коренные!»

Многотысячную аудиторию приветствовал заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр:

– Этот фестиваль уже стал визитной карточкой не только Парабельского района и Томской области, но и всего Сибирского региона. Из года в год улучшается материально-техническая база. Этому способствует и администрация региона, и администрация Парабельского района, за что большое спасибо. Я думаю, что мы добились своей цели – показывать всем собравшимся традиции и обычаи коренных народов Севера.

 

6 тыс. человек побывало в Парабели.

 

Вице-губернатор отметил, что география фестиваля с каждым годом становится все шире, в концертной программе появляются новые участники. В этом году в Парабель впервые приехали гости из Красноярского края – Таймырского Долгано-Ненецкого района.

От имени администрации области и губернатора Сергея Жвачкина Андрей Кнорр пожелал всем гостям и участникам фестиваля хорошего настроения и ярких впечатлений от зрелищ.

А глава Парабельского района Александр Карлов рассказал о том, как с каждым годом обновляется экспозиция музея под открытым небом, благоустраивается территория фестиваля.

– Этот праздник нам особенно дорог, так как север Томской области является территорией, где с незапамятных времен на бескрайних просторах проживали народы, сумевшие сберечь и пронести через время великое духовное богатство. Сохранение традиционного уклада жизни коренных народов Севера, традиционного природопользования, самобытной культуры и духовных устоев остается главной задачей для нас как организаторов этого фестиваля, – подчеркнул Александр Карлов.

Дух полуострова

Праздничный концерт по уже устоявшейся традиции завершился большим хороводом дружбы, в котором впервые принимали участие артисты ансамбля песни и танца «Хэйро» из Таймыра. В ноябре ему исполнится 50 лет.

– Мы стараемся чтить традиции предков, придерживаться правил хореографии и этноса Таймыра. У нас в основном фольклор, но есть и стилизованные номера в нганасанском стиле. Сегодня у нас пять этносов – долганы, ненцы, нганасаны, энцы и эвенки. Если мы сохраним культуру Таймыра, значит, сохраним и его живой язык, – уверен солист ансамбля «Хэйро» Виталий Поротов.

С недавних пор в его семье стали составлять генеалогическое древо.

– Пока я лишь узнал о том, что род Поротовых древний, он образовался со времен купцов Поротовых: как ни крути, но с русскими мы были смешаны давно. Тем не менее я считаю себя чистокровным долганом, потому что мама у меня была саха, а отец долган, – охотно рассказывает о себе житель Таймыра.

Молодой человек носит одно обрусевшее имя, а у его младшего брата Владимира есть еще имя на долганском языке – Ладук (Лали – Лад). Сегодня имена предков сохранили в основном старики, чтобы отгонять злых духов. Если говорить о вере, то только долганы приняли православие, остальные народы Таймыра придерживаются язычества.

Это пошло еще от самого древнего рода – нганасанов. Земля Таймыра была их территорией, они считали ее прародительницей всего живого, поэтому ее нельзя колоть ножом. Даже дерн для укладки чума нганасаны срезали особым образом, не причиняя страданий земле.

По словам Виталия Поротова, выступать на природе, в естественной среде для них обычное дело. Они впервые приехали на «Этюды Севера», и фестиваль в Парабели их просто очаровал.

– Надеюсь, если скорректируем график выступлений, сможем приехать к вам и на следующий, юбилейный фестиваль всем составом в 16 человек, а пока нас только пятеро, – говорит солист ансамбля «Хэйро».

Между выступлениями артисты то и дело подсушивали бубны у огня.

– Греем, чтобы звук был чистым, гулким, – поясняет солист. – Он сыреет периодически, все-таки от озера идет влага, а чтобы звучало красиво, мембрана должна оставаться сухой. Сам инструмент изготовлен из оленьей шкуры тончайшей выделки.

Рука так и тянулась дотронуться до него, но в последний момент в памяти всплыло предупреждение директора краеведческого музея из Александровского района Вероники Велиткевич о том, что притрагиваться к шаманскому бубну категорически запрещено.

– Не бойтесь, – разрешает Виталий, – это же концертный инструмент, а к шаманским действительно непосвященному человеку лучше не притрагиваться.

Сувенир идет по миру

В этом году нижняя поляна фестиваля значительно приросла торговыми рядами. Среди них немало мастериц, торгующих восхитительными куклами – сувенирами, игрушками, оберегами. И хотя ручная работа стоит дорого, приехавший люд не только приценялся к товару, но и охотно покупал особо понравившиеся вещицы.

– Основной мой бренд – куклы-парабельки, – представляет изысканные сувениры предприниматель из Парабели Светлана Казанцева. – В моей мастерской висит карта, на которой я отмечаю движение сувенирки по миру. На сегодняшний день моих кукол нет только в Гренландии, Антарктиде и Южной Америке. У нас район достаточно богатый, туристический. А моя мастерская – гость программы, поэтому все новости мира у меня.

Секреты ремесла рукодельница передала четырем своим дочерям.

– Каждой из нас мама с детства прививала мысль о том, что девочки должны всё в доме делать своими руками, – рассказывает вторая по старшинству дочь мастерицы Вера Тайлашева. – Я сейчас нахожусь в декрете и свою дочку, названную в честь мамы Светой, тоже буду приобщать к семейному бизнесу.

Сувенирную продукцию можно было купить не только на торговых рядах, но и на юрточных площадках, которые традиционно организуют сельские поселения Парабельского района.

Например, рукодельницы из Нарыма предлагали гостям селькупских и хантыйских национальных куклол. Их можно сделать самим под руководством наставников.

– Я представляю нарымский музей, – рассказывает сотрудница учреждения Светлана Чебыкина. – Мы изготовили и привезли на фестиваль северные куклы-берегини. Они могут быть самыми разными по форме, например, в виде веничка, чтобы все плохое из дома вымести. Здесь кукла-клюква – она никогда не сидит без дела: завершила дела по хозяйству, села за рукоделие. Или кукла-береза, предназначенная для игры. А вот шишки, укутанные в одеяльце, символизируют смену поколений, рождение новых людей.

Уха с секретом

Насмотревшись на ручную работу мастериц и нагуляв аппетит, гости фестиваля плавно переходили к продуктовым палаткам. Кроме традиционных шашлыка и плова им предлагалась уха из стерлядки. Порция – 150 рублей.

По традиции радушно встречали всех путников представители сельских поселений Парабельского района. Делегация из деревни Нельмач вновь установила свою юрту на краешке фестивальной поляны. Отсюда хорошо наблюдать за всем, что происходит на берегу Оськина озера.

Гостеприимные хозяйки – заведующая филиалом районной библиотеки Галина Обухова и ее дочь Наталья, как и в прошлом году, вновь расстелили скатерть-самобранку.

– Аккуратно, пожалуйста, – предостерегает Обухова-младшая, протягивая пластиковую тарелку с наваристой ушицей.

– А из чего у вас нынче уха? – интересуемся у хозяек нельмачевской юрты.

– Из щуки, – хором отвечают женщины.

Но они нас обманули: кроме хитрющей рыбины мы обнаружили в своих тарелках еще и стерлядь. Что-что, а уж эту рыбку никто из сибиряков никогда ни с чем не перепутает. Спасибо вам, милые женщины, за такую вкуснятину. И за рыбные пироги.

Вездеходы, на старт!

После хлеба народ дружно потянулся на берег Оськина озера, где развернулось зрелищное представление. В этом году кроме национального состязания – гонок на обласках – организаторы впервые представили публике соревнования плавающих внедорожников «Парабель-Трофи». В гонке болотоходов участвовали 13 отважных мужчин, которые успешно прошли всю дистанцию, в том числе и воды Оськина озера. К слову, водители-томичи остались в восторге от трассы, которую подготовили организаторы: водные преграды, болотистые участки, спуски с подъемами, искусственные препятствия.

– Не расслабляться до самого финиша, – наставлял диктор участников уже другого конкурса – заездов на обласках.

Как и водителям вездеходов, им предстояло пройти дистанцию Оськина озера на время.

– Сергей Сергеевич, а грести можно с обеих сторон или как? – уточняет у главного судьи соревнований ведущего специалиста по физической культуре и спорту Парабельского района Сергея Новосельцева один из возрастных участников.

– Как вам удобно! – отвечает рефери.

Мы наблюдали за состязанием двух Михаилов.

– Деда, давай! – поддерживали с берега своего земляка болельщики. – Газуй!

Наш фотограф сделал ставку на молодого участника и оказался прав: в заезде победил 32-летний житель Саровки Колпашевского района Михаил Ткаченко.

– Я впервые участвовал в таких гонках, – рассказывает молодой представитель селькупского народа. – Радует, что смог победить. Меня в пять лет отец впервые посадил в обласок, очень юркую лодку. Чтобы в ней удержаться и не нырнуть в воду, нужна хорошая сноровка.

– А я из Парабели, из чалдонов, – охотно представляется Михаил Волков, нисколько не смущенный проигрышем, – главное ведь участие. – Я хотел попробовать свои возможности, мне уже 65, с пяти лет начал ездить на обласке. Все в нашем роду – отец, мать, дяди, дед – связаны с рыбалкой. У меня дома чисто селькупская лодчонка, выдолбленная из цельного дерева, а чтобы все были в равных условиях, организаторы предоставили сборные обласки.

Красавицы Севера, ваш выход!

Если мужчины показывали мужество и сноровку на озерных просторах, то прекрасная половина человечества состязалась на подиуме в двух конкурсах – «Краса Севера» и «Этномода-2019». Шоу проходило на верхней поляне на территории музея под открытым небом «Чумэл чвэч».

– От нашего района в конкурсе красоты выступала Анастасия Колбанова, – рассказывает режиссер театра-студии «ГиК» из Верхнекетского района Галина Муравьева. – Он состоял из трех этапов: сначала участница должна представить визитку, затем показать творческий номер и демонстрацию костюма. Специально для этого конкурса местные мастерицы сшили три наряда для Насти.

У темноволосой красавицы имеются эвенкийские корни – она наследница рода Рыб, поэтому в ушах у нее красовался тотемный знак, больше похожий на блесну.

– Я пока учусь в школе, перешла в десятый класс, в свободное время занимаюсь танцами, спортом, играю на гитаре, – кратко сообщила о себе юная жительница Верхнекетья.

Жюри оценило красоту и талант Анастасии Колбановой, присудив ей второе место из шести.

В рай за 400 километров

– Для городского жителя, который целый день проводит на работе, выбраться на природу – всегда событие. А если ему посчастливилось приехать на фестиваль, подобный этому, значит, он точно попал в райский уголок, – не скрывает удовлетворения от «Этюдов» томичка Анастасия Погодина. – Чего только стоит панорама Оськина озера! А какой музей интересный – охотничьи домики, юрты с их внутренним убранством. Как будто попадаешь в другую эпоху. Мне понравилась организация праздника – не было скученности, все вокруг такие доброжелательные, веселые, счастливые. А какие вкусные пироги отведали мы у местных стряпух!

– Я не первый год приезжаю на «Этюды», и меня всегда поражает творчество Чалтыс Танагашевой из Горной Шории, – добавляет Евгений Юрьев. – Ее игра на комусе и горловое пение шаманских мотивов – это что-то нереальное. Насколько я знаю, она из рода шаманов. Услышать такое уникальное пение в естественных декорациях природы… Это впечатляет!

 

7 регионов Сибири были представлены на фестивале «Этюды Севера».

 

Если туристы из Томска стремятся попасть на «Этюды Севера», не пугаясь дороги в 400 километров, что уж говорить о парабельцах и их соседях.

– Мы каждый год посещаем фестиваль – такие праздники нельзя пропускать! – считает житель Парабели Олег Жуков.

В этот раз он прихватил с собой двух замечательных внуков, и пока глава рода наблюдал за гонкой на вездеходах, дошколята Данил и Кирилл отрабатывали навыки вождения на детских авто.

– Мне нравится, как все организовано, столько аттракционов для ребятишек подготовлено. А для взрослых? Вездеходы же только в этом году показывают. Вон сколько зрителей оторвались от своего шашлыка, чтобы только увидеть переплывающую через озеро технику. Знаете, сколько нужно времени и сил, чтобы поставить вездеходы на ход? Они же не на заводе-изготовителе сделаны, это всё самоделки. В Парабели всегда техники много было, но никто между собой никогда не соревновался, а тут такие гонки устроили, – не скрывает восхищения Олег Жуков, долгое время проработавший водителем.

Найди свое место для селфи

Изюминкой фестиваля кроме концертной программы бесспорно остается музей под открытым небом традиционной селькупской культуры «Чумэл чвэч». Его главной достопримечательностью с прошлого года стала смотровая площадка, установленная на верхней террасе озера. Отсюда открывается открыточный вид природных окрестностей. Смотровая площадка полюбилась жителям и гостям района, став излюбленным местом для селфи.

Нынче район продолжил строительство музея под открытым небом «Чумэл чвэч». Для отсыпки на верхнюю поляну было завезено 60 тонн песка. Проведено электричество, чтобы торговые точки могли не бояться за сохранность продуктов во время самого праздника.

Нынче музейный комплекс пополнился хантыйским стойбищем и культовым местом, увидеть которое в реальной жизни доводится немногим. Перед началом фестиваля настоящий шаман из Салехарда провел фрагмент завораживающего старинного обряда. Кто не успел попасть на само действо, довольствовался кострами возле каждого объекта. Гости фестиваля с интересом знакомились с бытом селькупов, заходили внутрь чумов, срубных избушек, берестяных балаганов, а также проходили по охотничьей тропе и повязывали на счастье ленточку на березу.

В этом году обращал на себя внимание еще один арт-объект на верхней поляне. Гигантский бубен размером 3 на 2,6 метра добавил колоритности музею и тоже стал фоном для фотографирования.

Селькупская сноровка

В этом году организаторы значительно расширили программу фестиваля, придумав зрелища не только для гостей и туристов, но и для местных жителей. Например, сельским поселениям Парабельского района была предложена национальная эстафета «Селькупская сноровка». Она проводилась на нижней поляне Оськина озера. По условиям состязания, командам предстояло на скорость выполнить несколько заданий с национальным колоритом: почистить карася, ощипать утку, расшелушить кедровую шишку. Сделать это быстро и красиво могли лишь настоящие сибиряки, с детства приученные к этим нехитрым навыкам.

А еще организаторы задумали и провели квест «Охотник.ру». Всем желающим, а таких набралось до полутора сотен человек, предстояло пройти шесть локаций и угадать названия рыб, водоплавающих птиц, определить, какими стрелами добываются звери. Всё это вызвало огромный интерес у зрителей и добавило азарта участникам игры.

Оргкомитет XIV межрегионального фестиваля коренных малочисленных народов Сибири «Этюды Севера» уже подвел первые итоги. Как заметила первый заместитель главы Парабельского района Елена Рязанова, он получил высокую оценку на областном уровне. Остались довольны праздником и его участники. А мы, зрители, за несколько часов пребывания на поляне Оськина озера успели прикупить миниатюрные унтики-неразлучники, сделать селфи, сорвать голос, болея за своих на гонках на обласках, попробовать медовухи и отведать наваристой ушицы. И самое главное, мы с головой погрузились в атмосферу самобытной культуры народов Севера. До встречи на юбилейном, XV фестивале!

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 1