Парень из Колпашева покоряет сцену Мариинского театра

Статей на сайте: 16967

Каждый год 31 декабря Роман Малышев из Колпашева идет… в Мариинский театр на балет «Щелкунчик». Не как на праздник. На работу. Хотя в его случае это и есть самый настоящий праздник. Мальчик из небольшого сибирского городка мечтал стать артистом балета. Казалось бы, где балет и где Колпашево? Но свою мечту он сделал реальностью. Сегодня Роман танцует на сцене одного из самых известных в мире театров.

Не посторонним вход разрешен

…Поначалу был полный восторг. В десять лет стать самостоятельным человеком: жить вдали от дома, учиться в престижном учебном заведении, куда принимают лучших из лучших. И полная свобода от родителей! Не об этом ли мечтает каждый пацан? Эйфория, правда, быстро сошла на нет…

Застать дома Рому Малышева было нереально. Энергия хлестала через край, потому он пропадал едва ли не во всех доступных кружках и секциях. Рисовал, пел в хоре, занимался карате… С особенным удовольствием танцевал в хореографическом ансамбле под руководством Жанны Серовой. Именно она рассмотрела в пареньке грациозность движений, завидную работоспособность, музыкальную и эмоциональную выразительность, легкость, с которой тот двигался на сцене: «Тебе бы балетом заниматься…» Роме эта идея очень понравилась. Будучи мальчиком самостоятельным, быстро навел справки. Выяснил, что ближайшее хореографическое училище – в Новосибирске. Принимаются туда дети, окончившие начальную школу. Рома как раз учился в третьем классе. «Летом поеду поступать!» – твердо решил мальчик. О чем незамедлительно сообщил маме.

– Сказать, что новость ее шокировала, – значит не сказать ничего, – с улыбкой вспоминает артист Мариинского театра. – Перебраться в Новосибирск у семьи возможности не было. Как иногороднему учащемуся, мне в случае поступления предоставлялось место в интернате. Какая мать согласится отпустить ребенка-подростка одного в чужой город? Конечно, мама была против. Но я стоял на своем. Спустя год уговоров, убеждений, скандалов она сдалась. На просмотр в Новосибирск поехали вместе. Уже спустя годы мама призналась: она до последнего надеялась, что я не поступлю, и мы вернемся в Колпашево вдвоем. Но меня в училище приняли.

Сегодня родители приезжают в Санкт-Петербург на спектакли с участием сына. С 2016 года он работает в балетной труппе прославленного Мариинского театра. Этот факт уже сам по себе знак качества и высокого профессионализма. Середнячкам и неперспективным танцовщикам вход на эти подмостки заказан.

Отставить гимнастику на пуантах!

В прошлом году на экраны вышла картина Валерия Тодоровского «Большой», приоткрывшая завесу балетного закулисья. Роман как человек, не понаслышке знающий это самое закулисье и живо интересующийся кинематографом, премьеру посмотрел.

– Самое прекрасное в «Большом» – блистательная работа Алисы Бруновны Фрейндлих, – отмечает Роман. – Обычному зрителю фильм, возможно, покажется любопытным. Человек из мира балета понимает: представленная в картине борьба между артистами чересчур наигранная.

Истории про битые стекла в пуантах соперниц и испорченные костюмы наверняка имеют место быть. Но не так часто, как пытаются это нам представить некоторые артисты. Во всяком случае, Роман с такими формами конкуренции не сталкивался. Правда, как и все его коллеги, балетную обувь без присмотра не оставляет. Это железное правило и негласный закон любого театра. Если хотите, балетная дисциплина. А вообще профессиональная конкуренция, конечно же, возникает. Но не сразу.

– В хореографическом училище комнаты в общежитии были на восемь человек. Ребята там учились отовсюду: из Казахстана, с Алтая, даже из Питера и Москвы приезжали. Жили дружно, никакого соперничества не было. Мы вместе шли к общей большой цели. Еще не очень понимали, к какой именно. Но шли упорно, – смеется Роман. – Добрались до финиша, разумеется, не все. Кто-то не справлялся с нагрузками и уходил сам, кого-то отчисляли.

Борьба за место под солнцем для Романа Малышева началась в 15 лет, когда он поступал в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Это был осознанный шаг. Роман понимал: в новосибирском училище добротное образование. Но за широкими профессиональными перспективами нужно ехать в Москву или Санкт-Петербург. А он мечтал об именитой сцене Мариинки.

На просмотре было 30 человек. Приняли лишь двоих. Один из них – Роман.

В тот год, когда томич поступил в вагановскую академию, ее возглавил Николай Цискаридзе. ­Занятия у Романа народный артист не вел. Но общения было много.

– Разговоры про колоссальную требовательность Николая Максимовича – правда. Он – за работу на результат. Если для его достижения требуются жесткие меры, пойдет на такой шаг. Еще больше впечатляет эрудиция и недосягаемая начитанность Николая Максимовича. В разговоре с ним всплывают книги, которые ты не то что не читал, даже названий их не слышал, – рассказывает Роман. – В академии большое внимание уделяется всестороннему образованию. Педагоги внушали нам: «Вы – элита. Вы должны не только в совершенстве владеть балетной техникой, но и быть думающими, начитанными, эрудированными людьми, подкованными в разных областях знаний». Если артист не будет наполнен, он не сможет создать на сцене выразительный образ. А гимнастика на пуантах публике не интересна.

Для учащихся хореографических училищ никаких скидок тоже нет. Они изучают те же школьные предметы, что и их сверстники (кроме разве что черчения и физкультуры). ­Точно так же сдают ГИА и ЕГЭ. И это помимо занятий у станка по восемь часов каждый день. Тяготы на пути к балетной сцене Роман ощутил уже через неделю учебы в новосибирском училище. Было очень трудно. Но ни разу у него не возникло малодушной мысли о возвращении домой.

«Выживай, как умеешь»

Попасть в Мариинку – большая удача. Прийти туда с улицы нельзя. Накануне выпускных в академиях и училищах руководство балетных трупп ходит на уроки классического танца, наблюдает за исполнением и техникой молодых танцовщиков и танцовщиц. Самые яркие и перспективные приглашаются на просмотр в театр. Если зарекомендуют себя, будут приняты в труппу. И это счастливый случай, которым еще предстоит воспользоваться. Все вчерашние студенты попадают в кордебалет. Дальше все зависит от таланта и работоспособности.

– В труппе никто не берет новичков под свое крыло. Все люди взрослые, самостоятельные. Каждый сам за себя и каждый выживает, как умеет, – не скрывает Роман. – У меня свой рецепт: много работать, не обращать внимания на сплетни и не вступать ни в какие склоки. Конкуренция очень серьезная. В труппе 300 танцоров, а солистов может быть не больше 15. И каждый артист кордебалета мечтает оказаться на этом месте.

Работа в кордебалете тяжелая. Молодые танцоры могут исполнять семь спектаклей в неделю в пяти различных балетах. Иногда меняя костюмы в антракте, чтобы станцевать две роли за вечер.

Сегодня в репертуаре Романа Малышева 18 балетов. Среди них – «Раймонда», «Жизель», «Лебединое озеро», «Карнавал», «Ромео и Джульетта», «Медный всадник», «Золушка». Это работа в хореографии Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Юрия Григоровича, Жанна Коралли.

Профессия требует жертв. Придерживаться диет приходится не только балеринам. Хотя у танцовщиков чуть менее жесткие ограничения. На завтрак – омлет, каша или творог. Обедать нельзя – вечером спектакль. Приходится перебиваться водой, чаем, кофе. На ужин – небольшая порция овощного салата с мясом. Единственная слабость, которую иногда позволяет себе Роман, – сладости. Еще один пункт: беречь главный рабочий инструмент – ноги. Пришлось отказаться от коньков и от мечты прыгнуть с парашютом.

Свое будущее Роман связывает только с Санкт-Петербургом. Пока он живет в съемной квартире от театра. В ближайшее время планирует обзавестись собственными квадратными метрами. Зарплата артиста балета позволяет чувствовать себя финансово независимым, регулярно путешествовать. Еще одна задача на ближайшие годы – окончить магистратуру на педагогическом факультете академии имени Вагановой. Балетный век недолог – не мешает подстелить соломку.

А вот о чем Роман даже не думает, так это о зарубежной сцене. Он по-прежнему хочет танцевать только в Мариинке.

– Теоретически попасть в проект заграничного театра можно. Но зачем? Русская балетная школа и российские балетные труппы – самые сильные, это признает весь мир. Нас воспитывали патриотами: мы должны работать на родных подмостках и прославлять этим свою страну.

Автор: Елена Маркина
Фото: Екатерина Зимина, Светлана Аввакум

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 1 =