TNews777_11

Министерство образования предложило сократить время школьных летних каникул на один-полтора месяца и увеличить время осенних и зимних. Как пояснила директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Анастасия Зырянова, министерство получает массу писем от родителей, которые недовольны тем, что в это время детей нечем занять, школьники проводят время за компьютером и за длинные каникулы все забывают. Эксперты «ТН» обсудили плюсы и минусы этой инициативы.

Лето – для здоровья

АртюшенкоНаталья Артюшенко, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Томска:

– Я категорически против, потому что в конце учебного года дети так устают, что в мае у них наступает состояние, которое медики обозначают как нарушение работоспособности при интеллектуальных нагрузках. То есть дети устают именно от учебной деятельности. Все учителя констатируют, что в мае практически ничего нового с детьми учить невозможно, потому что они выучить что-то в принципе уже не могут.

Катастрофически растет уровень соматических заболеваний и заболеваний нервной системы у детей. Длительный летний отдых необходим им для того, чтобы восстановить нервную систему и в целом организм. Для этого в первую очередь нужны свежий воздух и солнце, причем как можно больше солнца! Поэтому лето – это идеальное время для детского отдыха, так как позволяет совместить пользу для физического здоровья организма с большим количеством положительных эмоций. И проводить его лучше в постоянном движении и за городом – в детских лагерях, на дачах, возле речки, в лесу, на море.

Что касается того, что будто за лето дети все забывают, то полтора века не забывали, а сейчас вдруг стали забывать? На мой взгляд, здесь первично желание родителей снять с себя ответственность за своих детей не только на девять месяцев, но еще и на часть лета. Потому что детьми же в каникулы надо заниматься, а не все родители к этому готовы. Им спокойнее, когда за детей отвечает школа.

Кроме того, у нас существует хорошая система отдыха детей, рассчитанная именно на летний период, – детские оздоровительные лагеря, проекты учреждений дополнительного образования по детскому туризму (походы, поездки по интересным местам и так далее), детские площадки при школах. Там дети бегают, прыгают, играют и веселятся, то есть делают именно то, что нужно для восстановления их здоровья и душевного равновесия.

Компьютер в помощь

Василиса ТитоваВасилиса Титова, креативный директор IT-колледжа:

– Я категорически против сокращения каникул. Я как раз та мама, которая в конце мая радуется больше, чем дети. За три месяца лета у них, да и у меня тоже, только-только голова успевает встать на место. Система школьного образования устроена так, что в ней ты ничего не значащая песчинка и должен постоянно что-то кому-то доказывать. На детей оказывается давление как со стороны учителей, которые могут себе позволить называть учеников дебилами, так и со стороны учащихся, которым может не понравиться, например, манера одеваться. Так что три месяца это, может быть, даже мало.

Оба моих сына любят компьютер, но для них это не просто приставка для видеоигр, а еще и своеобразный инструмент. Один уже вовсю монтирует видео, второй пользуется фотошопом, хотя играют тоже, конечно. Но в этом нет ничего плохого, компьютерные игры, например, учат концентрировать внимание. А отвлечь детей от экрана – это задача родителей, а не чиновников.

Вообще интересно разобраться, почему дети любят компьютерные игры больше, чем школу. Во-первых, в игре ребенку дается определенная миссия, которая соответствует текущему уровню персонажа, а значит, с ней он точно справится и почувствует себя героем, а не пропащим учеником, который опять наделал ошибок. В школе же ты просто должен, потому что должен. У детей нет понимания, зачем это конкретное знание им необходимо. Помогают даже ошибки, поскольку в игре есть быстрая обратная связь. Недочеты показывают, какие способности персонажу нужно развивать, и если этот навык – математический счет, то будет выучен и он.

Так что наша система образования многому могла бы научиться у разработчиков компьютерных игр, работающих с мотивацией более эффективно.

Школа не нянька

зятнинВладимир Зятнин, директор средней образовательной школы № 4:

– Ну и что, что родители жалуются. Еще большее количество родителей говорят о том, что следует сделать два выходных для школьников, а не один, и каникулы надо увеличить. Так что это не аргумент.

И совершенно бессмыслен аргумент о том, что детей нечем занять, поэтому пусть их займет школа. Это чисто потребительский, мещанский подход. Мама и папа не знают, что делать с собственным ребенком, пусть чужие люди этим занимаются. Так, что ли? Дожили.

Политика о том, что школа – это учреждение, которое оказывает некие услуги помимо образовательных, проводится давно. Семья все больше и больше перекладывает свои функции на школу. Могу привести свежий пример: у ребенка температура, а мама с папой отправляют его в школу и говорят: зайди там к врачу. Или не успевают покормить ребенка и говорят: иди в школу, там покушаешь.

Я понимаю, что во время учебы мы должны предоставить возможность поесть, если ребенок проголодался, или обратиться к врачу в случае недомогания. Но ведь школа существует для того, чтобы давать образование, а не осуществлять функции столовой, больницы или няньки.

На мой взгляд, количество каникул и учебных дней хоть и влияют на качество образования, но не в первую очередь, и даже не во вторую. Ребенок, который хочет учиться, в котором заложена какая-то база, освоит школьную программу и за три дня в неделю. А если ребенок учиться не желает, не имеет базовых знаний и навыков, то он может учиться хоть весь год без выходных – толку все равно не будет.

Сокращать летние каникулы нельзя и с точки зрения организации учебного процесса. Сейчас весь июнь в школах проходят экзамены. Поэтому в июне проводить учебный процесс невозможно из-за ЕГЭ.

Получается, что всерьез можно говорить об учебе только в августе. Но в летнее время, когда жарко и за окном светит солнышко, учеба получается неполноценной, детям не до нее. Именно поэтому я составил график учебы в своей школе таким образом, что в мае и сентябре дети учатся пять дней в неделю, а в субботу у них выходной. Детям надо побыть с семьей, которая отдыхает два дня в неделю. А май и сентябрь – это дачи, огороды… Пусть лучше в теплые деньки на свежем воздухе побудут, чем в классах сидят. Что ­поделать, климат у нас такой, что каждый погожий день нужно провести с пользой.

Безопасность важнее отдыха

МолотилинаАнфиса Молотилина, пенсионерка:

– Есть в этом начинании здравое зерно. Если младшеклассники летом под бдительным присмотром родителей, то ученики средних и старших классов предоставлены сами себе. Статистика показывает, что в этот период вырастает подростковая преступность и смертность. Старшекласники летом болтаются где попало и творят что хотят. Лето, кроме того, самый сезон для беременности среди несовершеннолетних. Уверена, если сократить каникулы, то ситуация изменится в лучшую сторону. Даже если посмотреть на западные страны, то там каникулы крайне редко длятся больше двух месяцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 75 = 83