Олеся Мазалова

TNews729_29_CMYK

Приближается праздник Светлого Христова воскресенья – Пасха. Как провести этот день, как к нему подготовиться, когда поминают усопших и посещают кладбища и почему Пасха – главный христианский праздник?

Помню, когда-то давно, в моем детстве, заглядываясь на румянящийся в духовке кулич, который мама пекла каждый год, мне было не совсем понятно, кто такой Христос и что значит «воскрес»? Ведь, если уходят в мир иной любимые бабушки, родные люди, назад они уже не возвращаются. Мы по ним тоскуем, порой видим во сне, и, просыпаясь, не верим, что рядом их нет. Смерть – это тайна, непреодолимый рубеж, как ни грусти, как ни плачь, назад дороги нет. Или есть исключения?

Страницы Библии повествуют, как однажды пришел с проповедью в Афины апостол Павел. Любознательные афиняне с интересом слушали благовестника. Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Спасителя Иисуса Христа, о Его воскресении. Греки любили пофилософствовать о таких вещах, но, услышав последнее, стали расходиться – рассказ о воскресении Христовом показался им полнейшей нелепостью. Вероятно, им так же, как и мне в детстве, а может, и кому-то ещё, было очевидно: врата смерти открываются лишь в одну сторону. Но именно весть о воскресении была центром проповеди апостола, ради нее он и пришел.

Для всех народов, к которым приходили ученики Христовы, эта истина была пронзительно новой, а сегодня уже можно сказать: она достигла всех уголков земли. Каждый год на Пасху за восклицанием: «Христос воскресе!» раздается всеобщее: «Воистину воскресе!» И может даже, мы произносим эти необычные слова чаще, чем задумываемся над их смыслом…

 Настройка души

Как известно, празднику Пасхи предшествует Великий пост, который служит подготовкой к Светлому Христову воскресенью. Последняя неделя Великого поста называется Страстной, это церковно-славянское слово означает «страдание». Она посвящена воспоминанию и переживанию последних событий земной жизни Иисуса Христа: предательству Иудой, отречению Петра, казни на кресте.

В дни скорби после смерти Христа ученики Его находились в сильном смятении. Они только-только поверили, что Он не просто человек, а Сын Божий, как увидели Его униженным и окровавленным, прибитым гвоздями ко кресту, с терновым венцом на голове… Уму было не постижимо: Он не пытался бежать или как-то противиться той страшной участи, что Его ждала, хотя и молился в Гефсиманском саду Небесному Отцу: «Да минует Меня чаша сия». Вся их вера, казалось, вместе с умершим Христом рухнула в одночасье. И хоть сам Спаситель говорил им не раз, что воскреснет, они об этом не вспомнили. Да и кто придал бы значение таким странным словам?

Казалось, в мире произошло что-то невозвратное. И это истинно так, только со знаком плюс. Слова евангелистов свидетельствуют о том, что Христос, плотью Своей пребывая во гробе, душой спустился в самое сердце смерти – ад. Икона «Сошествия во ад» изображает Христа, который стоит на обломках адовых врат и в окружении множества душ, истомившихся в ожидании Его пришествия, держит за руки Адама и Еву. И в этом акте, как нигде, видна любовь Бога к Своему творению. Как бы далеко человек ни ушел от Бога, как бы ни пленился грехом, Бог спускается за ним даже в ад, чтобы вывести оттуда, потому сам человек бессилен сделать это. Весь вид прародителей человечества отображает глубокое покаяние в отступлении от Своего Творца.

Богослужения Страстной седмицы особенны, они помогают обостренным образом пережить эти евангельские события, чтобы понять их глубокое значение, увидеть себя в них, настроиться на спасение души.

«Он воскрес!»

Господь был обвит плащаницей и похоронен в каменной пещере, вход в которую заложили огромным камнем. Для охраны ее были приставлены римские воины, а на гробницу наложена печать. Все это было сделано из предосторожности, так как враги Христовы помнили, как Он говорил о Себе, будто спустя три дня после Своей смерти воскреснет.

Предреченное действительно сбылось. Воскреснув из мертвых, Иисус покинул гроб невидимо для стражи. Исследования Туринской плащаницы подтверждают, что Он вышел, не разворачивая ее. С того момента воины, сами не подозревая, охраняли пустой гроб; как вдруг произошло землетрясение: с небес сошел ангел и отвалил камень от входа в пещеру. Воины, стоявшие на страже, в ужасе разбежались.

Рано утром Мария Магдалина и другие женщины, взяв благоуханное миро, пошли ко гробу, чтобы, как полагалось по погребальному обычаю, помазать тело Иисуса Христа. Идя, они говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от гроба?» Но, подойдя, увидели, что камень от гроба уже отвален, а на камне сидит ангел. Он сказал им: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес».

Позже Христос явился всем Своим ученикам. Фома же, услышав от других, что Он воскрес, сомневался до последнего момента. Чтобы рассеять его сомнения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, тогда уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Иисус ответил ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Воскресший Христос пребывал с учениками еще 40 дней – до Своего вознесения, поэтому и Пасха празднуется на протяжении 40 дней.

Триумф жизни

В одной из проповедей Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: «Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет – за ней свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это».

«Мы знаем, что нас когда-то постигнет смерть и для нас лично все кончится. Но душа наша с этим ужиться не может, поэтому самое страшное переживание, которое есть для любого человека на свете, – это смерть, – пишет также священник Андрей Лоргус, ректор московского Института христианской психологии. – Она – то, что обесценивает всю человеческую жизнь. И вот приходит Христос и говорит: «Я победил смерть!»

Это и есть самое большое счастье для православного христианина, что смерти больше нет. Счастье, что, шагнув через порог жизни, душа человеческая не исчезнет, не перестанет быть, впереди – воскресение и жизнь вечная. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» – звучат в храмах на Пасху слова святителя Иоанна Златоуста.

Ведь, что было бы, если бы Он не воскрес? Мир узнал бы еще одного лжемессию, каковых было и тогда, и по сей день немало. Но Господь Иисус Христос победил смерть и ее источник – грех. Для апостолов и множества народа, уверовавших в Него, не требовалось больше доказательств, что перед ними сам Бог. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти», – пишет апостол Павел.

Воскресение Христово стало основой и венцом христианской веры.

 Пасхальное богослужение

В ночь с субботы на воскресенье все верующие собираются в храмах на пасхальное богослужение. В Богоявленском кафедральном соборе оно начнется в 12 часов ночи крестным ходом, который совершается вокруг храма при звоне колоколов. Вечером в воскресенье в храмах служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

По традиции после окончания субботнего богослужения, а также в воскресный день в храмах совершается освещение куличей, пасх и крашеных яиц.

TNews729_29_CMYK2

Поминовение усопших в дни Пасхи

Великая суббота и Пасха – это время радости о Воскресшем Господе и совсем не время для посещения кладбища, как это часто наблюдается. На Пасху и во всю последующую за ней Светлую седмицу ради великой радости Воскресения Христова и победы Христа над смертью в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Даже отпевание умерших в пасхальные дни совершается по особому чину.

Поминовение же возоб­новляется на девятый день после Пасхи, на Радоницу (в этом году 29 апреля). В этот день посещаются кладбища, а в храмах служится заупокойная служба, на которой можно помолиться об усопших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 26 = 35