Персона
01.03.2019

Патриарх хорового пения отметил 80-летний юбилей творческим вечером с любимым коллективом

Статей на сайте: 16969

Есть в Томске имена, которым регалии не нужны. Начнешь перечислять, собьешься или, не дай бог, ошибешься: художественный руководитель хоровой капеллы ТГУ, заведующий кафедрой хорового дирижирования искусств и культуры Томского госуниверситета, профессор, лауреат, дипломант, победитель конкурсов и фестивалей, которым несть числа…

А скажешь: Виталий Сотников – и все понятно.

Не имя, а, как сегодня модно говорить, бренд.

Откуда взялся? Как и многое в Томском университете – из столицы Татарстана.

Казань отдал

Отец Виталия Сотникова, санитарный врач, погиб в железнодорожной аварии, когда будущему музыканту исполнился год. Каково пришлось матери, Антонине Ивановне, и ему, безотцовщине, в годы войны, Сотников вспоминать не любит. Мал был. Пошел работать сразу после школы слесарем-сборщиком на завод. Но и годы, проведенные на отделении фортепиано в музыкальной школе, тоже не прошли даром. В 1957-м поступил в музыкальное училище, а в 1961-м – в Казанскую консерваторию на факультет хорового дирижирования. Сразу после окончания позвали в Томск: осталась без руководителя и основателя молодая любительская хоровая капелла ТГУ. Юный Виталий думал, что скоро вернется в Казань, но томичи знают, как иногда не любит отпускать людей город над Томью. То ли Сотников прикипел к капелле, то ли она к Сотникову – поди теперь разберись.

ВВС. Поэзия зрелых исканий

В юности Сотников мечтал исполнить «Реквием» Моцарта или Девятую симфонию Бетховена и думал, будет ему счастье. Но путь к вершинам музыкального искусства начинался с ритуального «Гаудеамуса», который теперь у капеллы, что называется, от зубов отскакивает.

В самые тугие, душные, беспросветные 1970-е капелла начала изучать и исполнять русскую духовную музыку, за что в те годы по головке не гладили даже лауреата премии Ленинского комсомола, которую Сотников получил в 1975-м.

Сегодня капелла исполняет сложнейшие классические произведения Баха, Генделя, Моцарта, Россини, Бетховена, Уэббера, Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и особенно любимого мастером Георгия Свиридова… И не думает останавливаться.

– Я сегодня мечтаю, чтобы мы с моими коллегами успели сыграть как можно больше хорошей музыки, – говорит именинник.

При этом у некоторых «старичков» капеллы, которые еще помнят сотниковскую шевелюру без бакенбард и брюки клеш, нет классического музыкального образования. Физики, врачи, юристы, экономисты заучили сложнейшие партии на слух, как мастер когда-то показал. Сам главный хормейстер Сибири этому нисколько не удивляется:

– Когда человеку говорят: «У вас нет слуха» – это преступление. Все люди наделены от рождения вокальными способностями, – убежден Сотников. – Другое дело, что не у всех голос дружит с ухом. Сегодня это явление встречается чаще прежнего. А все потому, что люди перестали петь в семьях, из школ исчезли уроки пения. Когда человек постоянно находится в музыкальной среде, его вокальные данные гармонично развиваются.

Музыка внутри

В одном известном российском музыкальном хоре руководителя называют Царем.

А Сотникова в капелле (только за глаза, конечно!) величают Папой. Чувствуете разницу? Если хотят официальнее, то шефом. Если кратко, то ВВС. Если уважительно – маэстро. Не каждый сразу быстро выговорит «Виталий Вячеславович». При этом авторитет Сотникова, несмотря на аббревиатуру, просто беспрекословен. Великий трудяга и музыкальный эрудит, он может репетировать часами, наводя ужас на не взявших нужную ноту или опоздавших на репетицию.

– Посмотрите, как он дирижирует, – делится с нами одна из артисток капеллы. – Он реально колдует с музыкой и с нами. Мне кажется, что у него в руках какой-то энергетический шар. Мы же сами понимаем, и нам наши зрители говорят, что, когда капеллой дирижирует Сотников, она и звучит по-другому. Полновеснее, объемнее, появляются какие-то немыслимые оттенки, краски в звучании.

При этом маэстро умудряется сохранить в коллективе мир и порядок, что для творческого коллектива в несколько десятков человек довольно удивительное дело.

– Он, конечно, энергетический вампир, – говорит другая артистка капеллы. – Умеет и убаюкать, и замурлыкать, и рявкнуть, и вытащить из тебя столько сил, что после репетиции даже плакать не можешь, но он великий человек, и я горжусь, что пою у него.

Сотников 8.0

ВВС мы обязаны высшим музыкальным образованием в Томске. В самом начале лихих 1990-х, в самую разруху и буквальную голодуху, он настоял на открытии в ТГУ музыкального отделения где обучают по программе консерватории дирижеров академического хора, пианистов, артистов симфонического оркестра и оперных певцов. Вы только вдумайтесь: в главном корпусе разруха, энергетики грозят отключить тепло и электричество за долги, а мастер настаивает, что музы не должны молчать, даже когда энергетики объявили им войну.

Он до сих пор убежден, что нельзя превращать Россию от Урала до Дальнего Востока в музыкальную пустыню: одна консерватория в Западной Сибири, одна – в Восточной. Это на территории, где вся Европа может потеряться! Конечно, плотность населения не та, но зато востребованность музыки совершенно иная:

– Истоки русской хоровой музыки все-таки в духовном пении, – говорит Сотников. – Певчие дьяки были первыми хоровыми коллективами. Отсюда в нашей музыке так много трагедийности, минора. Я вот был в Швейцарии, слушал – один сплошной мажор в музыке.

Конечно, признается маэстро, в 80 лет ты уже аксакал, и потому меняется отношение к музыке. Все удовольствия и забавы в ней и только в ней, и с этим ничего не поделаешь.

Но, если музыка для Сотникова теперь и есть жизнь, то пусть она продолжается.

Автор: Антон Михайлов
Елена Маркина

 

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 73 = 80