Педагоги и управленцы в образовании: сегодня и в будущем

Школа

На очередном заседании коллегии Департамента общего образования Томской области обсудили вопросы региональной кадровой политики в профильной сфере. С анализом кадрового педагогического состава области перед коллегами выступила председатель комитета развития образовательных систем департамента Ольга Шушпанова. Ссылаясь на статистику и факты, она обрисовала сегодняшнее положение дел и обозначила основные проблемы.

Что удалось сделать

В образовательных учреждениях ТО внедрена новая система оплаты труда. В результате средняя зарплата учителей в 2011 году выросла более чем на 30%. Сокращен разрыв между средней учительской зарплатой и средней зарплатой в экономике региона. Существенные изменения произошли в системе повышения квалификации. Сформировалась открытая децентрализованная региональная система повышения квалификации, которая получила высокую оценку федеральных экспертов и стала основой для разработки модельной методики. Более половины педагогов ТО прошли курсы по проблемам внедрения ФГОСа, в том числе 100% педагогов начальной школы. Внедрен новый порядок аттестации педагогических работников. Проведен комплекс мер для привлечения молодых специалистов в общеобразовательные учреждения (дополнительные выплаты из бюджета, стипендии губернатора, помощь в улучшении жилищных условий и т.д.).

Что не удалось

Снизить средний возраст педагогического корпуса. Закрыть потребности в узких специальностях (математик, логопед, психолог, социальный педагог, преподаватель ОБЖ и т.д.). В ряде муниципальных территорий сохраняется дефицит преподавателей иностранных языков, истории, физкультуры, трудового обучения, предметов эстетического цикла. Остается низкой закрепляемость молодых специалистов в муниципалитетах. Сохраняется отставание методики и процедур квалификационной аттестации от изменений в региональной системе повышения квалификации. Наблюдается предметная инерция в содержании курсов повышения квалификации.

Куда двигаться

В прениях по докладу коллеги пополнили список проблем. Начальник управления образования Томска Ольга Васильева акцентировала внимание на катастрофической нехватке кадров в детских дошкольных учреждениях. Начальник областного департамента, председатель коллегии Александр Щипков заметил, что в решении данной проблемы следует ориентироваться на опыт Стрежевого, где к ней подходят на принципах паритетности. Проректор ТГПУ Владимир Эпп говорил о том, что необходимо увеличивать целевой набор в педагогический вуз, для чего муниципалитеты должны выплачивать студентам стипендии и грамотно заключать с ними договоры. Директор Светленского губернаторского лицея Александр Сайбединов назвал неэффективной и сложной существующую систему аттестации учителей («В ее основе должен быть понятный принцип: результат – деньги»). Поднимался вопрос и о дефиците современных управленческих кадров в сфере образования. Все узкие места нашли отражение в принятом решении. Коллегия, признав работу департамента по формированию кадровой политики в целом удовлетворительной, определила широкий круг заданий отдельным структурам и персоналиям. Рекомендации, разумеется, направлены на последовательное совершенствование кадровой политики. Вплоть до 2020 года.

Комментарии

Владимир Турубанов, начальник управления образования Стрежевого
Владимир Турубанов, начальник управления образования Стрежевого

– В Стрежевом многое сделано для поддержки педагогических кадров. Установлена премия мэра учителям за высокие результаты работы, выплачиваются премии «Томскнефть ВНК», администрация берет на себя расходы по найму жилья для молодых учителей. Однако сфера образования по-прежнему малопривлекательна для молодежи. Что, на мой взгляд, нужно сделать? Учитывая географическую удаленность Стрежевого от Томска и высокую цену авиабилетов, для нас очень актуальна организация дистанционного формата курсов повышения квалификации педагогов. То же самое касается и школьников. Конкурсы, олимпиады станут для них доступнее, если перевести их в дистанционную форму.

Ирина Швайко, замглавы администрации по социальным вопросам
Ирина Швайко, замглавы администрации по социальным вопросам

Ирина Швайко, замглавы администрации по социальным вопросам – начальник управления образования Зырянского района:

– У нас в районе организованы пять образовательных округов. Но если в округе, действующем на базе объединенной школы районного центра, ситуация с кадрами благополучная, то в отдаленных округах дефицит кадров составляет от 20 до 40%, а в громышевской школе 80%! Очевидно, что привлеченные неспециалисты не могут обеспечить необходимого качества образования. Выпускники педагогического университета неохотно едут в деревню, несмотря на меры материальной и социальной поддержки. Да и качество выпускников оставляет желать лучшего: в педвуз набирают абитуриентов не по призванию, а лишь бы места заполнить. Какие я вижу пути решения кадровой проблемы? Организация дистанционного обучения в отдаленных школах. Возрождение педагогических классов в общеобразовательных учреждениях. Государственная поддержка молодых педагогов: образованию не помешала бы программа, аналогичная «Земскому доктору» в здравоохранении. Чрезвычайно актуальна профилактика профессионального выгорания педагогов.

Сергей Никульшин, проректор ТОИПКРО
Сергей Никульшин, проректор ТОИПКРО

Сергей Никульшин, проректор ТОИПКРО:

– Для успешной реализации государственной кадровой политики необходимы стратегические подходы: последовательность, непротиворечивость, продуманность, единая методологическая база. В основу концепции региональной кадровой политики может быть положена доктрина модели развития образования «2020». Разработкой концепции должна заняться специальная структура, которую можно было бы создать на базе нашего института при обязательном взаимодействии с социальными партнерами и муниципальными образованиями. Важно помнить: все преобразования должны быть направлены исключительно на благо ребенка.

Наталья Егорова, начальник отдела РПЦО
Наталья Егорова, начальник отдела РПЦО

Наталья Егорова, начальник отдела РПЦО:

– Наш центр реализует кадровую политику в рамках инновационных образовательных площадок. Действуют 17 региональных сетевых проектов, 250 площадок разного профиля на базе школ и гимназий. То есть создана определенная инфраструктура для продвижения позитивного опыта. Педагоги обучаются новым образовательным технологиям и в Москве. Чего не хватает региональной системе образования? Тесного взаимодействия всех структур.

Татьяна Черневич, гл. специалист комитета развития образовательных систем
Татьяна Черневич, гл. специалист комитета развития образовательных систем

Татьяна Черневич, гл. специалист комитета развития образовательных систем, руководитель рабочей группы по совершенствованию учительского корпуса проекта «Наша новая школа»:

– Говоря о модернизации образования, считаю, что в первую очередь нужно начать с руководителей в сфере образования. Для этого необходимы новые подходы к обучению и развитию руководящих кадров. Один из них: учет личностных характеристик руководителя (компетенций), позволяющих достигать лучших результатов. Они не являются задачами должности, они – это то, что даст возможность людям выполнять эти задачи наилучшим образом. Если функциональные задачи определяют, что должно быть сделано, компетенции определяют, как это должно быть сделано. Выявление этих компетенций и развитие их у руководителей значительно повысит эффективность нашей работы. И одна из главных задач органов исполнительной власти – создать условия для развития таких компетенций и побудить к этому как можно больше руководителей сферы образования. Для этого нужны индикаторы, которые позволят оценивать работу руководителя с учетом мнения и учеников, и их родителей. Тогда и у учителей будет возрастать желание к непрерывному образованию. На протяжении всей жизни!

Только цифры

Средняя зарплата учителей в Томской области за 2011 год составила 18 416 рублей.

– Средний возраст педагогических работников – 42 года.

– Доля учителей в возрасте до 35 лет – 20,32%.

– На 1 мая 2012 года аттестационные процедуры в новой модели прошли 21,5% педагогов области, 23,6% педагогов общеобразовательных учреждений. К проведению аттестации были привлечены 732 эксперта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =