Свободное пространство

Перспективных учителей в коридорах и атриумах огромной школы легко перепутать со старшеклассниками. Все в масках, а глаза и фигуры молодые. Да и форма одежды на период отсутствия учеников не то чтобы свободная, но в галстуках мужчины точно не ходят. А мужчин здесь, на удивление, – треть преподавательского состава. Помимо привычно маскулинных – преподавателей технологии, физкультуры и ОБЖ – около двух десятков мужчин–предметников. Даже мужчины – учителя начальных классов есть! А педагогический коллектив-то немаленький – больше 100 человек.

– У нас средний возраст педагогов – 40 лет! – говорит Марина Астахова, заместитель директора по воспитанию и социализации обучающихся. – Я тут сама всего четыре месяца, вернулась в родной Томск из ХМАО. Но теперь, когда со всеми перезнакомилась, честно говорю: команда отличная сложилась, хотя со времени открытия школы еще и двух лет не прошло.

Некоторые участники сложившейся команды в это время оформляют фотозону в холле первого этажа. Предполагается, что на последний звонок и за документом об окончании школы выпускники будут приходить по одному к назначенному заранее времени. Но нельзя же просто дать в руки ребенку аттестат и отпустить на все четыре стороны. Поэтому будет возможность сфотографироваться, записать видео со словами благодарности учителям, потом посмотреть все это на сайте школы и в социальных сетях.

– Нам дистанционные формы обучения во время карантина были не страшны, – признается директор школы Ирина Сахарова. – Школа современная, в центре города, оснащена хорошим компьютерным и мультимедийным оборудованием, лицензионным программным обеспечением. У нас сильные педагоги по информатике, так что перестроились на новые формы обучения быстро. Но в 2020-м у нас первый в жизни школы настоящий последний звонок для одиннадцатиклассников. Это наш первый выпуск, понимаете?

Я понимаю. Самому хочется дожить до дня, когда придешь в школу уже как родитель в последний раз: чтобы фартучки белые, шарики воздушные, парни раскрасневшиеся, ответственности уже никакой и только страх перед будущим и надежда.

– Родители, конечно, втайне, готовят какой-то флэшмоб возле школы. Мы не знаем, какой, но готовят, – сообщает Астахова, пока мы заходим в один из кабинетов начальных классов.

Тут только в одной параллели целых восемь первых классов! В кабинет между тем идет репетиция приветственного онлайн-слова первоклашек к выпускникам.

Первые успехи

– Папа, на всякий случай вый­дите из кадра! – советует учитель начальных классов Ольга Каратун родителю первоклассника Олега.

Сам Олег, похоже, недавно проснулся, сидит в своей комнате у домашнего компьютера перед веб-камерой и сдерживает зевоту. Все-таки 10 утра, а дистанционные формы обучения хорошо способствуют разве что родительской мобилизации. Папа выходит из кадра.

– Ну когда уже я буду в институты поступать… – начинает Олег, и становится понятно, что желания получить высшее образование в мае 2020-го у него пока нет.

– Олег, у тебя там восклицательный знак в конце предложения, – говорит первая учительница.

И Олег (может, и не без жестикуляции папы за кадром) приободряется:

– Сколько можно уже ждать?! – заканчивает он и заслуживает похвалу Ольги Валерьевны.

За третьей партой между тем три «начальницы» начальных классов рисуют плакат, с которым выйдут к ученикам на последней в этом учебном году онлайн-линейке.

– Видите, вы же без детей в классе уже прекрасно обходитесь, – говорю я одной из них – Ирине Коптяевой. – Может, вынужденная дистанционка поставила крест на огромных школах, классах, реальных уроках?

– Нет-нет-нет-нет-нет-нет! – улыбается педагог. – Карантин только доказал, что мы взаимно нужны друг другу. Скучают все!

Директор со сладкой фамилией лично ведет нас куда-то, чтобы объяснить, зачем школе офлайн-классы и лаборатории.

Проходим гигантский класс химии, соединенный с лаборантской педагога. И уже после лаборантской попадаем в научную лабораторию, которой позавидует иной НИИ и университет.

– Тут одна пипетка стоит 25 тысяч рублей, – говорит Ирина Сахарова. – Но это оборудование позволяет школьникам проводить полимеразные цепные реакции и заниматься серьезными научными проектами. Вот эти колбочки, пробирки и чашки Петри, их не забыли помыть – это всё эксперименты, которые начаты еще до карантина и ждут своего завершения. Вы думаете, зря 12 моих ребят весной победили во всероссийской олимпиаде НТИ по биологии?

– А обычные тарелки в раковине тоже не забыли помыть? – спрашиваю я.

Горячие вопросы

Школьные столовые вынужденно закрылись с начала апреля. Для «Перспективы», где школьное питание еще до президентской инициативы уже было горячим и двухразовым без дифференциации на «бедных и богатых учеников», такая остановка очень болезненна.

– Школьные комбинаты питания сейчас необходимо поддержать, тем более накануне летнего оздоровительного сезона, который тоже надо суметь организовать: раздельный прием ребят, отдельные зоны для игр. Будет ли оздоровительный эффект от такого отдыха – еще вопрос. Но мы справимся, я теперь в своей команде уверена. Это два года назад я сюда пришла с одним портфелем. А тарелки еще не помыты, что поделать? Люди хотят кушать. Прикажете держать учителей на сухом пайке?

И мы идем этажом выше, где будущие первые выпускники школы обсуждают последний звонок онлайн, в частности участие в нем родителей.

– Давайте, это будет такое родительское собрание онлайн, – предлагает замдиректора Алена Логвинова. – Но только не скучное и длинное, а с моментальной реакцией родителей на происходящее. Например, лицо папы, когда он узнал, что его сын медалист…

И мы идем дальше, мимо столярных и слесарных мастерских, открытого этой весной музея училища связи, находим группу учителей, которые записывают видеообращение к ученикам накануне последнего звонка, и тут уже креативят все: от физрука до словесника.

– Я в будущем учебном году постараюсь учебную оранжерею открыть, – говорит нам на прощанье директор школы. – Два года просто руки не доходили. Представляете, что такое новая школа с нуля? Одних проверок прокуратуры и других уважаемых структур – три десятка. Но теперь я вижу свет в конце туннеля. Сложился интересный коллектив с проектами, под которые и была сформирована материально-техническая база школы. Инженерные биологические лаборатории: биотехнологии, сити-фермерства – всё это оказалось востребованным, и это свободная ниша в томской образовательной среде.

Я обещаю прийти посмотреть. Судя по всему, мы оба с директором верим: она – в то, что угроза пандемии минует, а я – в то, что школьная оранжерея рано или поздно откроет свои двери для учеников. Что и говорить, и то и другое – приятная перспектива.

Автор: Андрей Остров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 − 63 =