Педагогическая поэма длиной в 90 лет

Традиции, гуманизм, профессионализм, качество – главные ценности томского педколледжа, отмечающего юбилей

Светлана Сырова

Пятьсот рублей золотом… Такая сумма была выделена на ежемесячное содержание коллектива и учащихся педагогического техникума, созданного в Томске сразу после пережитой революции и гражданской войны. Советское правительство объявило мобилизацию на «третий фронт» – так назывались меры усиления уровня образования и культуры в практически истерзанной стране. Приказ звучал в стилистике тех лет: «Для удовлетворения потребности в учительских кадрах в г. Томске постановлением Губрефобра № 219 от 09.12.1922 года…».

«Становиться на цыпочки»

Почти половина из первых студентов нынешнего Томского государственного педагогического колледжа была детдомовской. А костяком стали 60 слушателей Мариинского политехникума. С ними в Томск также приехал один преподаватель. Ребят поселили в общежитии закрытого в 1919 году Учительского института по ул. Киевской. Они привезли с собой нехитрый скарб: два шкафа, три стола, 30 парт, лари, кипятильники, сбрую для лошади и библиотеку.

«Вы как на это скажете: течет потолок? Течет – это верно, но и время течет. И не на ничтожные пробоины и царапины надо смотреть, а когда идет борьба, надо быть готовым на огромные жертвы. Без огромного энтузиазма и жертв в такие исторические периоды, как наш, жить нельзя. Серый человек, который копошится в настоящей жизни, – самый безотрадный человек. Время уж очень большое, и надо тем, кто очень коротконог, становиться хоть на цыпочки». Эта цитата из доклада наркома просвещения Анатолия Луначарского, который был прочитан перед студентами и преподавателями педтехникума в мае 1923 года. Луначарский оставил в книге посещений техникума запись о том, что бедность – не порок, и молодость – само по себе богатство, с помощью которого можно сладить не только с самой бедностью, но поможет ликвидировать ее во всем социалистическом обществе. Однако нарком просвещения приехал, выступил с яркой речью и уехал. А «становиться на цыпочки» помогали те, кто с достоинством несли благородную миссию просвещения в массы.

Поднимать образование

Первым директором педагогического техникума стал уникальный человек. Эрнест Юккер оказался в Томске волею судеб во время Гражданской войны. Выпускник Цюрихского университета, он владел несколькими иностранными языками, был ярким преподавателем и организатором, умевшим отстаивать свою точку зрения. Сохранились документы, в которых Юккер чрезвычайно горячо отстаивает необходимость открытия в Томске автономного учительского вуза, а не на базе Томского госуниверситета, как предлагалось его оппонентами, и где по совместительству Эрнест Эмильевич преподавал английский язык. Из его выступления ясно прочитывается качество преподавания в томском педтехникуме и тогдашняя потребность Томской области в учительских кадрах. «Томский педагогический техникум выпускает ежегодно по 30 учителей первой ступени на район, которому ежегодно нужно около 600 преподавателей в течение ближайших десяти лет, только для вновь открываемых комплектов. Томский педагогический техникум не сможет дать достаточного количества учителей. При этой далеко не отрадной картине, техникум констатирует тот факт, что из 61 выпущенного нами ученика в период нашего существования (4 года всего), 15 человек, т. е. 25% всех окончивших, служат с успехом в школах второй ступени».

Эрнест Юккер, по национальности швед, одновременно был также директором единственного за Уралом тюрко-татарского педагогического техникума, открытого в 1924 году. В области с множеством татарских поселений испытывалась острая потребность в педагогах. Ведь до революции мальчиков учил читать Коран и писать арабской вязью мулла, а его жена обучала девочек молитвам. Поначалу и русский, и татарский техникумы размещались в одном здании на ул. Герцена. Сегодня в нем размещается факультет педуниверситета, который после более чем 10-летнего перерыва в 1930 году открылся в Томске вновь. А техникумы разделились и переехали каждый в свое здание. С тех пор среднее специальное педагогическое образование в Томске много раз претерпевало структурные изменения. Техникум делился на два училища и вновь воссоединялся под одной крышей…

Неслучайная аббревиатура

История нынешнего ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж», взявшая начало 90 лет назад, интересна и замечательна каждой своей вехой. Однако для того, чтобы описать ее, требуется отдельная книга. Но 47 работающих в колледже педагогов по-прежнему учат молодых людей разумному, вечному, доброму. В самом центре города в специально построенном здании по ул. Крылова, 12а, – на Юрточной горе, рядом с драматическим театром, художественным музеем, концертным залом и буквально по соседству с Богородице-Алексеевским монастырем, где хранятся мощи старца Федора, чтятся традиции и открываются новые страницы педагогической поэмы. Традиции и современность вплетаются в канву педагогического образования Томска даже своим местоположением. Ведь неслучайно аббревиатура ТГПК расшифровывается, как Т – традиции, Г – гуманизм, П – профессионализм, К – качество. Качеству здесь уделяется особое внимание: колледж живет и работает по системе развития менеджмента качества, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001-2008. Далеко не каждое учреждение возьмет на себя выполнение столь строгих требований жизни. Но сегодняшний директор колледжа Ольга Маркова считает, что иначе и быть не может в учреждении с 90-летней историей.

Конкурс как в хороший вуз

Сегодня в педколледже обучается более 600 студентов разных национальностей и из разных стран: Киргизии, Армении, Казахстана. Окунувшись в томскую ауру, они не только становятся патриотами города, но, став педагогами, несут культуру детям. Учитель начальных классов и воспитатель детей дошкольного возраста – вот две базовые и традиционные специальности, по которым идет подготовка на базе 9-го и 11-го классов. Совсем недавно в педколледже можно было также поступить на специальности «Иностранный язык», «Правоведение» и «Информатика».

– К сожалению, сейчас они закрыты, хотя спрос был высоким, и выпускники очень хорошие, – отмечает Ольга Маркова.

Потребность в специалистах, которых сегодня готовит учебное учреждение, высока. Только в Томске требуется 150 педагогов дошкольного образования, а выпускается ежегодно всего 40. И конкурс здесь – почти как в хороший вуз: два человека на место. Молодежь мыслит практично: почему бы не получить одновременно диплом о среднем образовании и специальность? А плюс к ним интересные специализации, актуальные и современные: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности» и «Преподавание в малокомплектной школе». А заодно в различных кружках и секциях осваивать актерское мастерство, играть на музыкальных инструментах, писать сценарии, заниматься спортом. А еще можно узнать, как вести себя во время… катастрофы на воздушном шаре. И это только один вопрос, что обсуждается на увлекательных занятиях Школы студенческого актива. Колледж также предлагает обучение по программе повышения квалификации или по программе профессиональной переподготовки для учителей и воспитателей. Словом, здесь созданы все условия, чтобы учиться и расти в течение всей педагогической карьеры. И как знать, возможно, она даже будет отмечена государственной наградой. Неслучайно преподаватели этого старейшего учебного заведения носят высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», награждены орденом «За заслуги перед Отечеством», являются Отличниками просвещения, Почетными работниками среднего профессионального образования.

Сегодня в педколледже обучается более 600 студентов. Потребность в специалистах, которых сегодня готовит учебное учреждение, очень высока

 

С тех пор среднее специальное педагогическое образование в Томске много раз претерпевало структурные изменения. Техникум делился на два училища и вновь воссоединялся под одной крышей. Справа – современное здание ТГПК по ул. Крылова, 12а

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × три =