Перекличка эпох: Николай Рукавишников

Николай Рукавишников

родился в 1932 году в Томске в семье железнодорожников. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957-м окончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в КБ им. С.П. Королева. В 1967-м зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».
В 1965–1969 годах Рукавишников входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам к облету Луны и посадке на нее. Полет был намечен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полет был отменен, несмотря на то что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полет на 21–27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полеты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США – «Апполон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облет Луны.

Также Рукавишников входил в один из экипажей, которые должны были выполнить экспедиции на Луну с высадкой на нее командира экипажа (Николай Николаевич должен был оставаться на окололунной орбите) по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду полного проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Апполоне-11» в июле 1969-го. Проходил подготовку к советско-индийскому полету, но из-за болезни в нем не участвовал. 23–25 апреля 1971 года Рукавишников совершил свой первый полет в космос на корабле «Союз-10». Со своей работой он отлично справился, но из-за поломки стыковочного агрегата переход на станцию «Салют» не состоялся, и корабль вернули на Землю.

В декабре 1974 года состоялся старт «Союза-16». Космонавтам Рукавишникову и Филипченко удалось с блеском выполнить программу, рассчитанную на два испытательных полета, а через полгода отдублировать основной экипаж по программе экспериментального полета «Аполлон-Союз», в рамках которой они и летали в космос.

В апреле 1979 года в качестве командира советско-болгарского экипажа Николай Рукавишников совершил свой третий полет в космос. За три рейса в космос налетал 9 суток 21 час 10 минут 35 секунд.

Отлетав свое, Николай Николаевич не прекратил активной деятельности. Работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Многие годы читал лекции по линии общества «Знание», был членом правления этого общества, а также постоянным ведущим радиопередачи «На космических орбитах». Читал лекции в Институте повышения квалификации MOM, был постоянным представителем СССР в Международной авиационной федерации (ФАИ). Одновременно с этим с 1981 году занимал пост президента Федерации космонавтики СССР, а с 1999-го (уже будучи на пенсии) – Федерации космонавтики России.

Дважды Герой Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина. Герой МНР. Герой НРБ. Награжден золотой медалью имени К.Э. Циолковского АН СССР, почетным дипломом имени В.М. Комарова (FAI). Почетный гражданин городов Калуги, Томска, Кяхты (Россия), Караганды, Аркалыка, Джезказгана (Казахстан), Сухэ-Батора (Монголия), Хьюстона (США).

Сергей Панасюк, депутат Думы города Томска:

– Кто из мальчишек в 1970–1980 годы не грезил о космосе? Желание стать космонавтом было настолько популярным, что даже в анекдоты вошло. Поэтому неудивительно, что Николай Николаевич Рукавишников и по сей день является одним из самых любимых и известных почетных граждан Томска. Рассказывают, во Дворце пионеров устраивались встречи с «настоящим космонавтом». Насильно туда никого не тянули, а зал просто ломился от желающих задать вопросы и просто увидеть того, кто был в космосе. Тем более что Николай Николаевич был необычайно живым, веселым и отзывчивым человеком и интересным рассказчиком.

Он был обычным учеником школы № 8. Его любимые предметы – география, математика и физика. Кроме того, отец привил ему любовь к радиоделу, пристрастие к которому Николай Николаевич сохранил на всю жизнь. В дальнейшем, поступив в МИФИ, он с большим интересом изучал технические науки, проявляя склонность к научной работе. Среди студентов выделялся трудолюбием, вдумчивостью, любознательностью, пытливым умом; на соревнованиях защищал честь родного вуза как футболист и мотоциклист. Окончив вуз в 1957-м, получил диплом инженера-физика. В 1980-м защитил кандидатскую диссертацию. Но между этими событиями было самое интересное в биографии Николая Николаевича – ее космическая часть.

Всю подготовку Рукавишникова к полетам можно назвать современным понятием «инновационная деятельность». С июля 1957 года, работая инженером, он занимался вводом в эксплуатацию ЭВМ «Урал» (один из первых компьютеров!), а также проектированием, разработкой, установкой и натурными испытаниями систем автоматического управления и защитой ядерных реакторов. С октября 1964 года в качестве начальника группы руководил разработкой части систем контроля и управления космическими кораблями с применением ЭВМ. И вот с января 1967 года Николай Николаевич в отряде космонавтов. Долгие четыре года подготовки – и наконец в апреле 1971-го первый полет. Тогда была выполнена первая в мире стыковка корабля с орбитальной станцией. Второй полет Рукавишникова состоялся в декабре 1974 года. Он длился почти шесть суток.

Третий полет был в 1979-м. Несмотря на то что задуманная стыковка с болгарским кораблем не состоялась из-за технической неисправности, это время стало вершиной космической карьеры Рукавишникова. Во-первых, Николай Николаевич стал первым гражданским командиром космического корабля. Во-вторых, в первый раз в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме.

О личных качествах Николая Николаевича его знакомые рассказывали так: он откликался на любые просьбы о помощи. Томский Гагарин – так называли его. И все верили, что если простой человек стал космонавтом, то и я смогу. Николай Николаевич был живым символом того, что все возможно, что даже самые смелые мечты сбываются. И порой обидно, что в наше время так мало людей, которые самим примером своей жизни рождают у детей и подростков светлые надежды. Так что абсолютно справедливо, что еще при жизни томского космонавта в районе Белого озера ему установили памятник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 1 =