Перекличка эпох: Николай Пойзнер

Николай Пойзнер (1904–1989)

Получил должное образование – учился в Томской мужской гимназии, преобразованной впоследствии в среднюю трудовую школу. В 1921 году поступил в Томский технологический институт, где несколько раз подвергался отчислению за социальное происхождение. В апреле 1931-го окончил Сибирский механический институт, который к тому моменту выделился из ТТИ. Получил квалификацию инженера-механика электротехнического направления. Работал на строительстве Кемеровской ГРЭС (1931–1934), преподавал в ТЭМИИТе и Томском индустриальном институте (1934–1941). В августе 1941-го «по собственному заявлению» был призван в армию и направлен на Дальневосточный фронт. По возвращению вновь преподавал в ТЭМИИТе (1943–1948), работал над кандидатской диссертацией. C 1947 по 1973 год – директор Дома ученых.

Член Всесоюзного театрального общества (с 1962 года) и художественных советов драматического театра, театра кукол, областного театра народного творчества, филармонии, Томского областного художественного фонда СССР. Член жюри областных и городских конкурсов художественной самодеятельности. Был ректором городского народного университета изобразительного искусства (середина 1950-х – начало 1980-х годов). Способствовал организации гастролей в Томске выдающихся исполнителей, артистов, творческих коллективов.

С 1973 года до середины 1980-х работал в областной библиотеке им. Пушкина, занимался историей и топонимикой Томска, разрабатывал методику краеведческих исследований для вузов, школ и общественных организаций. Использовал добытые знания как член президиума городского общества охраны памятников, а также безвозмездно делился ими с сотрудниками краеведческого музея и краеведами-любителями. Писал стихи и помогал молодым поэтам.

Награжден двумя медалями и рядом почетных знаков, носил звание почетного деятеля искусств РСФСР.

 

Владимир Ямпольский

Владимир Ямпольский, доктор технических наук, профессор ТПУ, заслуженный деятель науки и техники РФ:

– Вообще-то, ничто в судьбе Николая Сигизмундовича Пойзнера не предвещало его занятий на культурном поприще: классический технарь, инженер, преподаватель. Но в 1947 году жизнь дала крутой и, без преувеличения, судьбоносный вираж – он был назначен директором томского Дома ученых. И человек с техническим образованием оказался на своем месте, начав заниматься культурной работой. По свидетельству многих, во времена его директорства Дом ученых был самым интересным местом в городе. Там была уникальная, ни с чем не сравнимая атмосфера, настоящее воплощение университетского духа Томска. Николай Сигизмундович и его соратница Ольга Павловна Боярская создали удивительные условия для неформального общения художественно-ориентированной молодежи, а также интеллигенции города. Сюда заходили просто посидеть, обменяться новостями. Николай Сигизмундович приютил под своей крышей многие томские коллективы, в основном театрального и музыкального направления – Народный драматический театр, народный театр «МиП», «Звуки», «КОМУ», клуб классической гитары», клуб творческой интеллигенции при Доме ученых, клуб камерной музыки, киноклуб СФТИ и другие.

В то же время в Доме ученых открывались кружки для детей – такого выбора эстетических занятий для ребятишек не было нигде в городе… Разные коллективы, разные люди приходили к Пойзнеру и Боярской и встречали там самый теплый прием. Начитанность и внутренняя утонченность в сочетании с доброжелательностью, бескорыстностью и искренним интересом к людям придали личности Николая Сигизмундовича легендарные черты – он был словно уцелевшим звеном, связывающим современность с томским культурным сообществом 1920–1930 годов.

Наделенный от природы безошибочным художественным вкусом, он стремился противостоять, хоть и не всегда успешно, как официальным установкам местных функционеров, так и безвкусице массовой культуры. Пойзнер горячо отстаивал высокие, но забытые принципы отечественного и европейского искусства начала ХХ века.

Это навлекало на него недовольство власть имущих, но Николай Сигизмундович оставался верен себе. Своим внутренним установкам, своим представлениям о том, какой должна быть томская культурная жизнь. И до сих пор пойзнеровская закваска приносит свои плоды. И, возможно, именно благодаря таким людям, как Николай Пойзнер, наш город сохраняет свою уникальность и самобытность.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 4 =