Электромоторному заводу суждено было стать флагманом электротехнической отрасли в Сибири

В феврале 1940 года на пустыре возле станции Томск-1 началось строительство завода для выпуска трехфазных электродвигателей с пусковой аппаратурой. До этого времени в системе Наркомата электропромышленности СССР подобные заводы находились лишь в европейской части страны да еще два – на Урале. В Сибири промышленность была слаборазвитой, и только с ростом Кузнецкого металлургического комбината появилась возможность создания на ее территории отраслевого производства. Именно тогда новосибирским специалистам из «Гипроэнергопрома» поручили выбрать место для строительства в Томске электромоторного завода и завода электрических печей.

 

Ленинградский десант

Великая Отечественная вой­на застала стройку в зачаточном состоянии: на будущей промплощадке был возведен лишь ленточный фундамент и выкопаны траншеи без фундамента. 20 июля 1941 года вышел приказ Народного комиссариата электропромышленности СССР о создании Томского электромоторного завода, базой для которого станут два специализированных завода, эвакуированных из Ленинграда и Ярославля.

Первыми на томскую станцию в августе 1941-го прибыли два эшелона ленинградского завода «Электросила» им. С.М. Кирова. Целый месяц добирались эвакуированные до Сибири, а когда приехали, сильно удивились тишине и немноголюдности деревянного провинциального городка. Но больше всего ленинградцев поразило отсутствие самого завода: в зарослях бурьяна посвистывали птицы, сновали чечетки и щеглы. Вместо жилья – бараки, наспех сколоченные из досок, и конюшни ипподрома.

«Томск был не подготовлен к нашему приезду: не было помещения не только для завода, но и для нас, прибывших из Ленинграда рабочих и специалистов, – вспоминала впоследствии Е.И. Волкова (Добашинская). – Нас поместили временно на госконюшне. Крыша дырявая, а шли дожди, и становилось холодно. Для будущего завода местными жителями была построена одна стена высотою полметра. Ясно, что разместить там оборудование было негде. Но шла война, надо было быстрее строить завод и дать фронту продукцию, быстрее разгружать эшелон.

Все женщины по наспех сделанному конвейеру выгружали из вагонов полуфабрикаты (корпус АД и другие) и перетаскивали их под временную крышу, а мужчины, тоже как могли, своими силами выгружали станки и тащили их волоком на железных листах к месту будущего завода и ставили под эту же временную крышу. Транспорт из Ленинграда мы не привезли, а в Томске его не было.

Приехав на место, мы сразу создали комиссии по пять человек в каждой: по освобождению вагонов, по расселению эвакуированных. Здесь нам помогал райком партии и райисполком. Создали из приехавших бригады строителей. Мы, женщины, в туфлях, а на улице – холодина. Голыми руками месили глину и делали кирпич для будущих корпусов. Не считались ни с чем, лишь бы скорее построить завод».

 

Ярославские спецзаказы

29 ноября 1941 года Томск принял очередную партию эвакуированных – первый состав с Ярославского электромеханического завода, который выпускал танковые стартеры и двигатели оборонного назначения для танков, самолетов и подводных лодок.

По уже знакомому методу оборудование таскали на себе, на металлических листах и деревянных катках. Устанавливали станки на шпалы вместо фундамента и, еще не возведя стен, готовились к выпуску нужной для фронта продукции.

У ярославцев все было нацелено на нужды обороны страны – от оборудования до полуфабрикатов, а еще обученных кадров. Неслучайно именно Ярославский спеццех, или цех № 1, в первую очередь обеспечивался заданиями по спецзаказу и всеми сопутствующими им материалами. К примеру, здесь собирали электродвигатели МЭТ-7, которые успешно работали на подводных лодках, в том числе и на знаменитой «Щуке».

Все, кто был посвящен в производство цеха № 1, привлекался к непосредственной работе в нем, а остальной персонал «Электросилы» и ЯЭМЗа временно занимался строительными и вспомогательными работами.

Первым директором электромоторного завода назначили Абрама Черняка. Это был истинный патриот первенца электротехнической промышленности в Томске. Старожилы говорили, что он дневал и ночевал в цехах.

Большие организаторские способности проявил в те годы и главный инженер строящегося завода Трофим Амбарцумов. Это благодаря его новаторскому проекту уже к концу 1941 года были построены 10 тыс. квадратных метров производственных площадей для размещения специализированного оборудования.

Ну а историческим для моторостроителей стал день 21 декабря 1941-го, когда из привезенных деталей братья Иван и Федор Писаревы из Ленинграда собрали первый на Сибирской земле двигатель, а детали на него комплектовала их землячка Александра Борзунова. Всего четыре месяца ушло у сборного коллектива на подготовку производства к работе. Эта дата стала официальным днем рождения Сибирского электромоторного завода.

 

Бриллианты для резцов

Сибмоторовцев, как, впрочем, и других эвакуированных, страшно донимал сибирский мороз. Ремонтницы, чтобы руки не прилипали к железу, ставили под стол, на котором собирали и ремонтировали моторы, электроплитку. Только она грела плохо. А в некоторых цехах, которые еще не успели возвести, приходилось работать под открытым небом. Тут еще случилась настоящая беда: сгорела деревянная котельная. Тогда было решено со станции перетащить старый паровоз, благо вокзал Томск-1 был совсем рядом. Общими усилиями уложили временные рельсы, доставили паровоз на завод, и он долгое время обогревал цеха, пока не построили новую котельную.

Женщины, на чьи плечи легла воистину неимоверная тяжесть и порой нечеловеческие лишения, жертвовали самым дорогим. Всем в коллективе запомнился один случай: как-то закончились алмазы для резания деталей. Снабженцы обзвонили томские заводы, соседние города – безнадежно. Цеху грозил простой, а фронт ждал стартеры на танки Т-34, моторы на самолеты и подводные лодки. Об этой беде узнала заведующая центральным комплектовочным складом Вера Апраксина. Посоветовавшись с сестрой, она принесла из дома красивые дорогие серьги, в которых сверкали крупные алмазы. Это была фамильная реликвия, тоненькой ниточкой связывающая женщин с родным Ленинградом. Мастера тут же вынули алмазы и зачеканили их в резцы. И цех продолжил работу.

 

Фронтовая бригада не знает брака

Из воспоминаний томички Антонины Ласман (Судаковой): «В октябре 1941 года временно была закрыта школа № 8, и мы с Лелей Петропавловской, учащейся 10-го класса, поступили на завод 65 «Сибэлектромотор» ученицами-обмотчицами. С 29 октября до апреля 1942 года работали подсобницами на строительстве завода. Мы подносили кирпич, месили глину, а в ночное время прогревали песок. В апреле 1942-го

нас перевели в цех, поручили мастеру Марии Козловой обучить обмоточному делу.

В начале 1943 года в цех перевели двух опытных работниц с завода «Электросила» – Антонину Григорьеву и Марию Струнникову. Они мотали моторы более крупных габаритов. Эти чудные женщины помогли нам быстро освоить обмотку маленьких моторов ДТ и СОД. Бригадиром у нас была Нина Новожилова. В середине 1943 года ее выдвинули мастером цеха, а меня назначили неосвобожденным бригадиром. В 1943 году нашей бригаде присвоили звание «фронтовая». Всех пунктов обязательств я не помню, но главные засели на всю жизнь: «Работать без брака», «Не уходить из цеха, не выполнив задание».

 

Подарить тепло подросткам

Объявления о взятых обязательствах вывешивали в цехах на всеобщее обозрение. И выполняли их, несмотря на нестерпимый холод. Заводчане говорили так: «Нам холодно и голодно, а как нашим воинам? Мы здесь не слышим обстрелов». Они готовы были работать, чтобы обеспечить технической продукцией фронт.

«Мы работали по 12 часов в сутки и без выходных. Очень трудно было с питанием. Надо было садить картофель, и мы, как могли, выкраивали время для его посадки. Хотя и с большим трудом, но наши рабочие сумели обеспечить себя в зиму картофелем, что было очень важно», – вспоминал в мирное время один из лучших изобретателей и рационализаторов мастер завода «Электросила» И.Л. Устименко.

На этом предприятии, как и на соседних, трудилось немало подростков и девчат. Несмотря на их причастность к производству военной продукции, внутри они оставались детьми. Из воспоминаний Е.И. Волковой (Добашинской): «Как-то вечером мой муж, который был начальником цеха и секретарем парторганизации завода, говорит мне: «Иду по заводу в обеденный перерыв, а за станками мои работницы-девочки в куклы играют». А потом на одном из партсобраний выступил директор и обратился к людям старшего возраста: «Товарищи, будьте матерями и отцами нашей молодежи! У многих из них родители сражаются с врагами нашей Родины. Нашей молодежи нужна капля материнского тепла, ласки, которую они временно потеряли!» Не могли мы без слез слушать этот призыв и старались заботиться о молодых рабочих».

 

В созвездии героев

«Сибэлектромотор» стал первым заводом электротехнической промышленности не только за Уралом. В его истории сразу четыре человека были удостоены звания Героя Социалистического Труда и один – Героя Советского Союза. Это было самое мощное созвездие как в области, так и в отрасли. Полученные ими звезды – итог работы тысяч моторостроителей, приехавших за тысячи километров в Сибирь вместе с эвакуированными заводами из Ленинграда и Ярославля. И конечно же, томичей, тех, кто обогрел, приютил эвакуированных, делился последним куском хлеба и просто добрым словом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

63 − = 56