Первый за Уралом институт курортологии и физиотерапии готовится к 90-летнему юбилею

Каскад добротных, старой постройки зданий на углу улиц Розы Люксембург и Обруб. Монументальный вид. Солидное название: «Томский НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА России». Первому институту подобного профиля за Уралом в нынешнем году исполняется 90 лет. Этому событию «ТН» посвящают серию публикаций.

 

По волнам памяти

Перенесемся мысленно в 20-е годы прошлого века. Представим себя на месте крестьянина из глубинки, ничего в жизни не видевшего, кроме убогих домишек своей деревни. Или рабочего, живущего в густонаселенном бараке. Оба направлены на поправку здоровья в институт физиотерапии. Перед ними – палата с высоченными потолками, лепниной, картинами на стенах, вереницей железных кроватей, заправленных белым постельным бельем. В холле – изысканная мебель. В столовой – фарфоровые сервизы. В помывочной – мраморная ванна. Подобная роскошь казалась пациентам настоящим чудом. А создавалась специально: власть распорядилась собрать здесь изящные вещи, экспроприированные у богатых людей, аппаратуру забрать у частнопрактикующих врачей и на бездействующих складах. Перед руководством института была поставлена задача лечить в первую очередь рабочих и крестьян. Бесплатно. На высшем уровне.

«Вспоминаю первую партию больных – это были в основном рабочие… Вот не забуду: раздевалка-гардероб – благообразный, культурный гардеробщик – одинаково внимателен к «интеллигентному польту» и сермяге, полушубку, сапожищам – вежливо, предупредительно раздевает… Каждому больному в столовой давалась салфетка белая матерчатая. И вот однажды в кабинет Я.З. (Яков Захарович Штамов, первый директор института. – Ред.) вбегает взволнованная официантка из столовой: «Я.З., больные взбунтовались!» Что? Идет в столовую. Представьте стол – в центре его горой груда салфеток – собрали больные, каждый положил свою… Выступает представитель: вот куда у тебя государственные деньги идут – салфетки, стирка их, на что это нужно? Я.З. в ответ – правильно, только подумали ли вы во сколько дороже обойдется стирка вашего халата, когда вы жир да сопли на рукава намотаете?.. Салфетки разобрали и в дальнейшем в такой плоскости вопрос не поднимался» (из письма в институт вдовы Штамова).

Долгая дорога к открытию

О необходимости создания в Томске физиотерапевтического института ученые говорили еще в начале XX века. Однако их предложения по разным причинам не находили реального воплощения. Лишь в 1922 году, несмотря на послевоенную разруху, приказом по Сибздраву на базе госпиталя активного резерва был создан областной физиотерапевтический институт, впоследствии несколько раз менявший название (физико-терапевтический, бальнеологический, электрофизиотерапевтический…). Его открытие стало важнейшим событием в истории отечественного здравоохранения, и в частности курортного дела. Перед институтом были поставлены задачи изучения местных лечебных факторов, возможностей бальнеоклиматотерапии в условиях курортов Сибири, обследования лечебных местностей, обоснования применения электрофототерапии, рентгенорадиотерапии, подготовки медицинских кадров для нужд здравоохранения. И, разумеется, лечения больных. Коллектив с энтузиазмом приступил к решению поставленных задач.

Отцы-основатели

У истоков создания института стояло множество людей. А отцами-основателями называют Михаила Курлова, Владислава Пирусского, Якова Штамова. Каждый из них сыграл важную роль в открытии и становлении учреждения.

Михаил Курлов (1859–1932) – доктор медицины, профессор, основатель сибирской школы терапевтов, фтизиатров, бальнео­логов, курортологов. Один из организаторов и первый научный руководитель бальнеофизиотерапевтического института. Вместе со своими учениками Михаил Георгиевич обследовал все важнейшие курорты Сибири, составил классификацию минеральных вод и справочник по сибирской бальнеологии. До сих пор при характеристике химического состава минеральных вод ученые пользуются формулой Курлова.

Яков Штамов (1885–1939) вошел в историю здравоохранения Сибири как выдающийся организатор, администратор и директор двух институтов курортологии и физиотерапии – в Томске и Иркутске. После окончания медицинского факультета Томского университета работал в области неврологии, психиатрии, но истинное призвание нашел в организации санаторно-курортного дела. Яков Захарович удостоен звания Героя Труда. Погиб в застенках Иркутского НКВД.

Владислав Пирусский (1857–1933) – видный ученый, педагог и организатор в области лечебной физкультуры и курортологии. Основал в Томске общество содействия физическому развитию. Пропагандировал методы естественной терапии с использованием природных факторов. В 1919 году организовал и возглавил первый в Сибири институт физической культуры, впоследствии присоединенный к педагогическому институту. Активно участвовал в создании нарождающегося физиотерапевтического института. Организовал первый в Сибири санаторный пионерский лагерь на озере Шира. Владислав Станиславович удостоен звания Героя Труда.

Годы и факты

  • 1920-е – проведены физико-химические и бактериологические исследования иловых озер курортов Шира, Татарское, Учум, Чемал и других. Вышла монография М. Курлова «Классификация сибирских минеральных вод».
  • 1926-й – на базе института открывается первое в Сибири онкологическое отделение на 40 коек.
  • 1927-й – разворачивается первое в Сибири лечебно-диагностическое отделение для больных с сердечно-сосудистой патологией. Организуется первый межобластной санаторий-городок для подростков.
  • 1931-й – оборудована первая грязелечебница. Открыты пионерские лагеря на курорте «Озеро Шира» и в Томской области.
  • 1930-е – институт утверждается научно-методическим центром Сибири по физиотерапии.
  • 1940-е – реорганизуется в тыловой эвакогоспиталь.
  • Конец 1940-х – начало 1950-х – изучение механизмов действия и лечебного использования магнитных полей, рентгеновских лучей, солей радия, разработка метода лечения радиоактивными заварзинскими водами.
  • 1960-е – институт утверждается головным по проблеме лечебного использоания вибрации, разворачивается детское отделение на 50 мест, издается «Климатичес­кий атлас Западной Сибири для медицинских целей».
  • 1970 – 1980-е – разрабатываются десятки эффективных лечебных способов, имеющих мировую новизну, готовятся массажисты, рентгенотехники, физиотерапевты и другие специалисты.
  • 1995-й – открывается диссертационный совет по защите кандидатских, 1998-й – по защите докторских диссертаций.

Критика и ответ на нее

Речь тов. Матрениной

…В деревню едут они (речь об учителях и спецах. – Ред.) неохотно, а все стремятся в город. Верно говорили здесь, что на курорты попадают «толстобрюхие». Например, я пошла в институт к Штамову и увидела там все больше в шляпах, а рабочих не видела.

Речь доктора Штамова

Наш институт единственный от Урала до Владивостока. Количество желающих попасть на лечение определяется тысячами, а удается попасть из этих тысяч не более 5%. Конечно, некоторые непопавшие на лечение как раз и распространяют подобного рода легенды. Если угодно, делегаты съезда могут ознакомиться с составом лечащихся, и они увидят, что у нас лечатся не «толстопузые», а 95% рабочих («КЗ», март 1927 года).

Газеты о новом институте

Отремонтировали

Михаил Константинович Андреев – старый рабочий, Герой Труда, прошел почти все квалификации по лесопильному делу. С 1920 по 1923 год бессменно заведовал одним лесопильным заводом. В конце концов не выдержал и заболел. По квартире еле-еле с костылями ходил. Посылают его на Карачи. Пробыл сезон – как будто лучше, а зимой опять все старое. Опять курорт, опять Карачи, но дело двигается слабо. Наконец привезли его в физиотерапевтический институт и через полтора месяца Андреева не узнали. Уж на что крутая лестница во Дворце труда, а поднимается по ней как молодой, и знаку нет, что три года болел. («КЗ», 12.04.1926).

Институт располагал собственными столярной и слесарной мастерскими, фермой (670 га сельхозугодий, более 600 голов скота), которая позволяла полностью обеспечивать пациентов овощами, картофелем, молоком, мясом; гаражом, конюшней, прачечной, парикмахерской, пекарней, колбасным цехом и другими подразделениями.

Любопытно

В НИИ лечились писатель Аркадий Гайдар, будущий председатель Совмина СССР Алексей Косыгин.

Сотрудником института был будущий личный врач Сталина профессор Валединский. По его распоряжению в институте открылась первая грязелечебница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 11 =