02.11.2018

Первый этап работы над бюджетом завершен

Статей на сайте: 16296

 

Во вторник, 31 октября, проект главного финансового документа областного центра на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов прошел финальное  обсуждение на комитете Думы Томска по бюджету, экономике и собственности. Если все предыдущие депутатские объединения – комитеты по социальной политике, градостроительству и архитектуре, городскому хозяйству, комиссия по регламенту – рассматривали будущий бюджет сугубо под своим углом, то финансисты должны были свести все воедино. Так как ядро комитета составляют настоящие зубры, легко говорящие с профессионалами из профильных департаментов на их языке, статьи доходов-расходов, бюджет-внебюджет  и программы-подпрограммы  у них от зубов отскакивали.

 

 

Объективно: почему их меньше?

Все понимали: бюджет сложный. Напряженный. Так что реализовать свои, как было одно время модно говорить, хотелки многим вряд ли удастся. Хотя принципиальные моменты депутаты в основном уже отстояли или  как минимум  зафиксировали на профильных комитетах.

Предварительно параметры бюджета таковы: расходы – 13  млрд 569,8 млн, доходы – 12 млрд 865,3 млн рублей. Из них 6 млрд 254,5 млн – налоги, 5 млрд 828,9 млн – безвозмездные поступ­ления. «Как это?  Меньше, чем в прошлом году?» – не преминет воскликнуть придирчивый наблюдатель. И будет не прав. То есть прав, но… Ситуация повторяется регулярно: в случае когда городской и областной бюджеты  принимаются  параллельно, поступления из региона областной центр включать в свой проект не имеет права. Их как бы нет. Хотя все знают, что они есть. Точнее, будут.

Так что как минимум никаких понижений по субвенциям, трансфертам и  прочим безвозмездным поступлениям сверху не ожидается.  Но так как средства не учтены, объективно цифры меньше. Пока. Максимум в январе в городскую казну начнут поступать деньги «сверху».

«А ну как не начнут?» – такой вопрос по разным поводам депутаты (порой даже опытные) все же задавали. Приходилось главе департамента финансов Ирине Ярцевой терпеливо объяснять: такого не может быть, потому что не может быть никогда. Есть федеральные и региональные обязательства, которые власти соответствующего уровня обязаны исполнять. Это закон.

Как и прежде, значительная часть расходов города (89%) распределена по программам. Почти 70% всех трат муниципалитета приходится на социальную сферу. Из них 7,379 млрд планируется направить на развитие образования, 545 млн – на развитие физической культуры и спорта, 553,6 млн – на социальную поддержку населения.

 

 

Потерянные доходы – мифы и реальность

Избиратели, наблюдая за своими депутатами, как правило, смотрят, насколько упорно те лоббируют интересы территории. К примеру, как депутат методично напоминает о необходимости строительства станции водоочистки в поселке Лоскутово. Кстати, совершенно справедливо напоминает: ПСД готова, экспертиза – тоже. Нет только финансирования. А документация имеет обыкновение устаревать… Но это только одна депутатская задачка, вторая – предложить, откуда бы что снять, чтобы дать. Или еще лучше – отыскать неучтенную копеечку.

В этом отношении на помощь депутатскому корпусу приходит коллектив Счетной палаты. Правда, нынче даже она вольных денег особо не нашла. Разве что обратила внимание – в плюсовой части бюджета нашли отражение не все собственные доходы города. В частности, от аукционов на маршруты пассажирского транспорта, которые пройдут в будущем году. Но это ведь то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. По крайней  мере, еще раз снять с этой крынки сливок на почти 100 млн рублей  (а именно от этой цифры плясала палата) точно не получится.

 

Дороги плюс

Притом что без критики не обошлось, в целом депутаты  положительно отзывались о проекте бюджета. Высоко оценил его и спикер Сергей Панов. Проблем никто не отменял, но и плюсов не замечать нельзя: 

– Будущим летом мы опять будем наблюдать на улицах города масштабную дорожную кампанию.  Более 300 миллионов руб­лей на дороги предусмотрено только в бюджете Томска.  Это означает, что мы можем претендовать на такую же сумму помощи из Федерации. Кроме того, областная власть нам всегда порядка 80 миллионов на дороги давала. Кампания ценой 700 миллионов рублей – масштабная и серьезная – пройдет в 2019 году.

Мы говорим про газ и помним, как остро в прошлом году стояли вопросы газификации,  в бюджете денег не было вообще. Сегодня мы увидели в проекте газификацию одного из поселков. Заявка подана на большее количество, но пока в бюджете предусмотрено только село  Дзержинское.

Мы говорим про городскую среду, и городскую часть денег мы уже распределили между районами – от 20 до 25 миллионов рублей. И мы знаем, что потом по итогам первого полугодия скорректируем сумму. Для этого во всех районах должна пройти инвентаризация дворов. Также ждем на уровне прошлого года сумму из Федерации на городскую среду.  Деталь, на которой настояли депутаты: чтобы на дворовые пространства сумма была в значительной степени выше относительно прошлого года.

Мы говорим о необходимости освещать дворовые пространства, также небольшие улочки, которые не входят в улично-дорожную сеть, но по которой движутся пешеходы от дома к саду, к школе, тем самым сделать жизнь в микрорайонах еще более безопасно.

Мы обсуждаем и строительство новых детсадовских мест ясельной группы. Об этом сказал и президент, федеральная власть изменила нормативы. Мы теперь будем обязаны предоставить место и в ясельных группах.

Мы ставили вопрос относительно кладбищ, потому что память о людях нужно всегда на самой высокой планке держать. Администрация нас  также услышала. Сегодня значительное увеличение средств произошло не только на строительство нового кладбища в Воронине по годам, но и на благоустройство строительства существующих 14 кладбищ в  Томске.

 

В шаговой доступности

Подводя итоги обсуждения, спикер подчеркнул:

– В проект бюджета в нынешнем году уже вошла часть предложений, озвученных на думских комитетах. Конечно, все проблемные вопросы, которые требуют финансирования, охватить не получилось. Потому в Думе был подготовлен реестр предложений для включения в документ – их порядка двухсот. Каждый пункт будет обсуждаться на согласительной комиссии, которая уже начала свою работу. Также депутаты совместно с представителями городской администрации, налоговой инспекции, Счетной палаты рассмотрят возможности увеличения плана по налоговым и неналоговым поступлениям. После этого проект бюджета будет вынесен на публичные слушания. Обсуждение главного финансового документа города с томичами – обязательная процедура перед принятием бюджета. Мероприятие намечено на 21 ноября.

 

 

Частное мнение

Владимир Самокиш, заместитель председателя комитета по бюджету, экономике и собственности:

– На согласительной комиссии нам предстоит решить много вопросов  в части прогнозирования налоговых и неналоговых доходов. Дежурный вопрос – это порядок расчета тех средств, которые мы направляем на обслуживание муниципального долга. Как рассчитала администрация, вместо 9 копеек с рубля на нашей территории остается всего лишь 8. К сожалению, показатель этот продолжает падать в силу нашего законодательства. Первое, что мы должны сделать, – работать с субъектом, с самой Федерацией для того, чтобы все-таки на местах, на муниципальном уровне денег оставалось больше, поскольку мы имеем целый хвост нерешенных задач. Это касается прежде всего благоустройства,  различных проектов в социальной сфере. В отношении тех средств, которые администрация закладывает на обслуживание муниципального долга, то я позволю себе не согласиться с выделяемой суммой. В ходе согласительной комиссии мы ожидаем, что с администрацией, со Счетной палатой проверим еще раз этот вопрос и придем к консенсусу. Денег на все  всегда не хватает.

Фото: Евгений Тамбовцев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 4 = 12