Питомник для креативных

Основная_вар.1

Резерв руководящих кадров в системе общего образования области формируется из людей, мотивированных на успех

Кадровый резерв – это специально сформированная на основе управленческих критериев группа высококвалифицированных и перспективных специалистов, обладающих необходимыми для выдвижения профессионально-деловыми качествами, положительно зарекомендовавших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую профессиональную подготовку и предназначенных для замещения определенных должностей, включенных в список резервирования.

Разрушая стереотипы

Реалии нового времени поменяли наше мировоззрение и разрушили многие стереотипы. Причем весьма кардинально. Вот, скажем, в отечественном обществе всегда существовало слегка ироничное отношение к амбициозным людям, публично демонстрирующим свою нацеленность на служебный рост. Целеустремленно выстраивать карьеру, стремиться к руководящей должности считалось чуть ли не моветоном. «А-а-а, – иронично говорили о человеке, не скрывающем своих поползновений занять начальственный пост, – типичный карьерист». Волны перестройки унесли в прошлое пренебрежительное отношение к понятию «карьера». Вдруг оказалось, что во многих отраслях, в частности в сфере образования, катастрофически не хватает квалифицированных управленцев, способных руководить учреждениями в новых условиях. Кардинально изменилось и мнение о тех, кто не просто хочет, а также и может продвигаться вверх по служебной лестнице: скепсис по отношению к ним уступил место уважению. Успешность в карьере стала престижной. Сама жизнь востребовала деловых и энергичных. Но их надо было искать, отбирать, учить и поддерживать.

Есть лидеры!

Отвечая на вызовы времени, Департамент общего образования ТО разработал и запустил проект по формированию резерва управленческих кадров. В 2012-м, когда проект еще только стартовал, некоторые муниципалитеты, которым было предложено составить списки потенциальных управленцев, были настроены скептически. Особенно это касалось тех районов, где много отдаленных, труднодоступных поселков, куда хороших специалистов калачом не заманишь. Но ведь в таком случае тем более необходимо не ждать варягов со стороны, а самим для себя растить кадры, убеждали кураторы проекта. Ну а о том, что в глубинке есть лидеры, готовые мыслить по-новому, свидетельствовали звездочки, ярко сверкавшие на многочисленных педагогических форумах и конференциях. Так, во время дискуссии на тему профессионального стандарта педагога, проходившей в рамках конкурса «Учитель года», молоденькая учительница из Новокусковской сельской школы Асиновского района без всякого пафоса сказала аудитории: «Я за этот стандарт, потому что сегодня такое время, которое ставит перед нами сложные задачи и высокие планки. Если мы не соответствуем этим планкам, значит, мы не имеем права работать в школе». То есть педагог из села солидарен с тем, что учитель должен знать хотя бы один иностранный язык, разбираться в современных информационных технологиях не хуже, чем ученики, и вообще быть настолько креативным, чтобы вокруг него всегда была плодотворная для генерирования идей среда. Вот таких учителей, мотивированных работать по-новому, и предлагалось включать в состав резервистов для дальнейшего обучения. Спустя три года, миновавших с начала проекта, практически во всех муниципальных образованиях области сформирован кадровый резерв управленцев.

Победа разума

– Третья группа резервистов, которую мы обучали в нынешнем году, – отмечает координатор проекта главный специалист Департамента общего образования ТО Татьяна Черневич, – отличается от предыдущих тем, что в нее вошли люди, изначально нацеленные на управленческую деятельность и желающие посвятить себя ей. Видимо, в муниципалитеты пришло понимание того, что формировать резерв нужно не формально, а включать в него тех, кто хочет и может продвигаться вверх по служебной лестнице. Это, с одной стороны, помогло нам скорректировать программу обучения исходя из ожиданий слушателей, а с другой – принесло чувство удовлетворения: мы преодолели скепсис муниципалитетов и одержали маленькую, но очень важную победу.

Поворот сознания профессионального сообщества в русло требований времени действительно можно назвать победой.

Обучение педагогических работников, зачисленных в резерв, в основном проводилось в Томском областном институте повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО). Занятия на курсах вели высококвалифицированные преподаватели томских вузов и ТОИПКРО, руководители и специалисты Департамента общего образования ТО, опытные руководители томских образовательных учреждений: школы № 40, гимназий № 18 и 56. Главным организатором проектов стал отдел кадровой политики ТОИПКРО под руководством Елены Кадышевой.

Слово резервисту

ХерманСветлана Херман, замдиректора по научно-методической работе томской школы № 5:

– Чем мне понравились занятия в школе резерва? Тем, что уже на первой встрече координатор проекта поинтересовалась нашими ожиданиями от учебы. Я сказала, что хотела бы познакомиться с технологиями работы в команде и моделью вхождения в реальный инновационный проект. Мои ожидания полностью оправдались. Мы получили не только большой объем теоретических знаний, но и научились четко расставлять приоритеты в работе, планировать нагрузку, работать с документами, интерактивным оборудованием. Перед нами выступали руководители школ, менеджеры системы образования, это были своеобразные уроки лидерства от успешных людей, в частности очень полезными и интересными оказались выступления Зои Гатиловой и Ирины Грабцевич. Сильное впечатление произвел и семинар-тренинг, состоявшийся 18 апреля на выезде в Асине в рамках проекта, инициированного Департаментом общего образования Томской области, школа управленческого мастерства. Его проводил доцент ТПУ Андрей Кузин, который рассказал о распределении ролей в команде в зависимости от психотипа людей, о том, как правильно мотивировать коллектив на работу, как подготовиться к сложному разговору. К каким главным выводам я пришла во время обучения? Первое: человека нельзя насильно заставить что-то делать, обязательно нужна мотивация. Второе: сам педагог должен быть активным: изучать различные технологии, писать проекты, участвовать в конкурсах. Третье: при реализации большого проекта необходимо создавать несколько локальных мини-групп, которые будут работать над мини-проектами. Это объединяет коллектив, формирует благоприятную среду, позволяет получить результат. Я думаю, что подобные технологии можно будет использовать в нашем учреждении при реализации проекта «Школа продуктивного обучения». Надеюсь, что директор школы Антон Новак, как всегда, поддержит меня.

Слово координатору проекта

ЧерневичТатьяна Черневич, главный специалист Департамента общего образования ТО:

– Одним из ярких событий этого года стал съезд педагогов Томской области. Для нас он был знаменателен тем, что губернатор Сергей Жвачкин, выслушав все выступления делегатов, задал обновленный вектор развития системы общего образования. Особое внимание было уделено вопросу о привлечении в систему управления образовательными учреждениями целеустремленных, по-хорошему амбициозных, креативно мыслящих людей. Многое для этого мы уже делаем и в формировании резерва, и в работе с уже имеющимися кадрами. Для тех, кто сегодня находится на управленческих должностях, в текущем году мы запустили проект «Школа управленческого мастерства», в котором слушатели знакомятся с современными технологиями менеджмента, учатся создавать инновационную среду и мыслить по-новому.

TNews730_24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =