Земля Томска, а также ряд крупных инвестиционных проектов попали под пристальное внимание губернатора Жвачкина

Земля областного центра, а также ряд крупных инвестиционных проектов Томска попали под пристальное внимание губернатора Сергея Жвачкина, солидарны наблюдатели и эксперты

По информации «ТН», областная прокуратура начала проверку законности землеотводов, а прокуроры районов сосредоточили внимание на выявлении самовольно возведенных строений. (На этой неделе уже начался судебный процесс по иску о сносе здания по ул. Никитина, 29, готовится еще ряд исков.)

Показательно и то, что мэрия Томска, ранее утверждавшая, что в земельных вопросах наведен порядок, прекратила прием документов по земле в «единое окно». Поясняется, что пауза по июнь включительно нужна, чтобы разобраться с земельными участками, которые уже заняты строениями, документов на возведение которых нет, – говорится о 380 неузаконенных объектах. (Причем это не только что построенные здания – они существуют не первый год, и отсутствие прав на землю и разрешений на строительство не помешало владельцам «нелегалов» подключиться ко всем коммуникациям и работать.)

С позицией нового губернатора наблюдатели связывают и судьбу финансирования продолжения строительства левобережной объездной дороги.

ТРУДное дело

Самая известная и масштабная конфликтная ситуация с землей и инвестпроектами на сегодня связана, безусловно, со стадионом «Труд».

Напомним, в начале прошлого года, согласно инвестиционному договору между мэрией и фирмой «Рилонд» на реконструкцию восточной и северной трибун стадиона, эта компания начала масштабные строительные работы. И «ТН» в свое время подробно рассказывали о бизнес-проекте, который предполагает создание многоэтажного (по одним данным, 14 этажей, по другим – 16) комплекса – несколько кинозалов, кафе, боулинг, многоуровневая подземная парковка и т.д. (Стоимость инвестпроекта – 350 млн рублей). Тогда же «ТН» было сказано, что после регистрации построенных объектов земля под ними (около 9 тыс. кв. м) в перспективе станет собственностью частного инвестора – согласно законодательству РФ собственник строений имеет преимущественное право на землю.

Сегодня этот инвестиционный проект вошел в жесткое противоречие с планами по спонсорскому финансированию ФК «Томь». Менее месяца назад по инициативе премьер-министра и избранного президента РФ Владимира Путина «Роснефть» и «Газпромнефть» заявили о своей готовности финансировать «Томь». Однако при этом обе компании рассчитывали стать совладельцами клуба, то есть подразумевалось, что у «Томи» есть собственность (по некоторым оценкам, земля под сегодняшней строительной площадкой стоит порядка 150 млн рублей). Однако авторы этих планов вдруг узнали, что земля по условиям инвестпроекта отдана в аренду ООО «Рилонд» (по информации «ТН», до 2017 года), то есть мэрия Томска не может распоряжаться этой собственностью.

Строительные работы на сегодня заморожены. Юридически это произошло по ряду причин. Инспекция управления Госстройнадзора по ТО выявила нарушения в организации работ со стороны ООО «Рилонд». Например, сваи должны были ставиться методом вдавливания, а не ударным с помощью дизель-молота (компанию привлекли к административной ответственности). А прокуратура Советского района на основании обращений граждан подала иск в суд о приостановке работ в связи с отсутствием положительного санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны стадиона. (Год назад специалисты мэрии говорили «ТН», что весь необходимый комплекс экспертиз выполнен, но прокуратура уже тогда обратила внимание на масштабные строительные работы.)

Неформально же говорится, что ООО «Рилонд», учредителями которого являются широко известные в Томске бизнесмены, прекратило работы в ожидании политического решения, в том числе губернатора Сергея Жвачкина, который сразу после вступления в должность стал президентом ФК «Томь» и которому Владимир Путин дал поручение решить вопрос со стабильным финансовым обеспечением клуба.

Неля КОСТЯЕВА

Наша справка

Большая часть имущественного комплекса стадиона передана мэрией в безвозмездную аренду НП «ФК «Томь» (гендиректор Юрий Степанов), другая часть вместе с восточной трибуной – ООО «Культурно-спортивный комплекс стадион «Труд» (директор Борис Вайнштейн). Учредителями ООО «КСК» являются мэрия Томска и НП «ФК «Томь».

Безвозмездная аренда освобождает ФК «Томь» и ООО «КСК» от уплаты налогов в бюджет и налагает бремя ответственности за содержание объектов на Степанова и Вайнштейна как директоров указанных организаций.

По словам мэра Томска, договор о безвозмездной аренде с указанными организациями вскоре будет расторгнут и весь имущественный комплекс стадиона «Труд» будет передан ОАО «ФК «Томь», учредителями которого стали обладминистрация, «Роснефть» и «Газпром нефть».

– Компании «Роснефть» и «Газпром нефть» пришли помогать развитию ФК «Томь». Они создали ООО «ФК «Томь», где президентом будет новый губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Эти люди, полагаю, быстро увидят, насколько дееспособны Степанов и Вайнштейн. Я свое мнение о них сформировал давно. Это негодные руководители. Их надо менять. Иначе будущего у «Томи» нет, – заявил Николай Николайчук газете «Советский спорт» (от 23 марта).

Левые деньги

Вопрос с продолжением строительства левобережной дороги в Томске по-прежнему остается нерешенным. По информации Алексея Сафронова, начальника департамента капитального строительства мэрии, ситуация должна проясниться к концу следующей недели:

Позиция мэрии остается прежней – дорогу на левом берегу нужно строить. Вероятность, что строительство будет продолжено в этом году, пока остается.

Однако, по оценке наблюдателей, вероятность эта мала.

Напомним, в 2008 году проект объездной левобережной дороги выиграл конкурс Мин экономразвития РФ. Общая стоимость строительства – 2,63 млрд рублей: по проекту четырехполосная дорога длиной 11 км призвана соединить новый и старый коммунальный мосты и, согласно планам мэрии, стать дублером пр. Ленина, а также способствовать развитию на левом берегу малоэтажного строительства.

Проект выполнен на 30%, освоено уже около 750 млн рублей, из них 525 млн – федеральных. Но затем начались проблемы. В сентябре 2011 года стало известно, что Томская область в рамках программы «Жилище» выиграла финансирование из федерального бюджета на сумму еще около 620 млн рублей. Однако средства были выделены на условиях софинансирования из городского и областного бюджетов еще большей суммы – 920 млн рублей. И уже в октябре 2011-го мэр Томска Николай Николайчук заявил, что строительство дороги, видимо, будет законсервировано из-за недостатка средств муниципального и регионального бюджетов.

Между тем споры о том, нужна ли левобережная дорога, не утихают. Более того, в связи с избранием нового губернатора обостряются. Одни ратуют за продолжение строительства, другие считают, что магистраль не только может повредить водозабору, но ее строительство отнюдь не первостепенная на сегодня задача для развития Томска, а есть куда более горячие проблемы.

Анастасия СЕЛЯНИНА

P.S. Можно напомнить, что еще в прошлом году Оксана Козловская, тогда первый заместитель губернатора, а ныне председатель областной Думы, выступила против выделения средств областного бюджета на продолжение строительства левобережной дороги.

От редакции

Названные инвестиционные проекты, как и ряд других, изначально вызывали неоднозначное отношение экспертов и общественности. Например, категорически против строительства левобережной дороги с открытым письмом выступал директор томского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН профессор Степан Шварцев, другие эксперты сомневались в экономической целесообразности проекта. Серьезные аргументы против предлагаемой реконструкции стадиона «Труд» на общественных слушаниях приводили многие участники собрания. А «ТН» в свое время говорили о том, что муниципалитет впервые идет на подобное сотрудничество с бизнесом на земле спортивного назначения.

Одна мысль про “Земля Томска, а также ряд крупных инвестиционных проектов попали под пристальное внимание губернатора Жвачкина”

  1. Гражданское общество должно стать соавтором преобразований, заявил Владимир Путин: «Необходима современная модель управления, основанная на применении самых современных информационных технологий, включая так называемый краудсорсинг — предварительный опрос с последующей реакцией на результаты внедряемых решений».
    Думая нам надо идти по этому пути развития в области и тогда будет меньше проблем.

Добавить комментарий для Александр Трунтягин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 3 =