Почему медеплавильный цех не может быть размещен в городской черте

Черногривов
Петр Черногривов, член Высшего экологического совета Государственной думы РФ

Об экологическом конфликте между жителями ул. Смирнова и заводом «Томсккабель» рассказывали «ТН» на минувшей неделе («Медный звон», «ТН» № 44 (604)). Предприятие намеревается построить на своей территории медеплавильный цех, проекты изменения границы санитарной зоны и оценки риска для здоровья населения утверждены в Роспотребнадзоре в Москве. Но граждане против: «Медеплавильное производство – это опасно». Своим мнением о сложившейся ситуации с «ТН» поделился Петр Черногривов, член Высшего экологического совета Государственной думы РФ, в 2000–2005 годах – заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ТО, позже – заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по ТО:

– Большинство производств в Томске, которые негативно воздействуют на окружающую среду, построены в военное время и размещены были по законам военного времени. Заводы были построены там, где находились людские, энергетические, транспортные ресурсы, то есть в черте города. В результате к началу перестройки оказалось, что свыше 60% населения Томска проживает в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. Так мы стали заложниками решений военного времени.

Перестройка сопровождалась обвалом промышленности. Многие предприятия обанкротились и были закрыты. Однако эта беда неожиданно принесла и положительные результаты – в городе существенно улучшилась ситуация относительно качества воздуха, воды в Томи и Ушайке. Сейчас все опять немного меняется. Выжившие заводы модернизируют производство, пытаются развивать новые направления. Но очень важно, как и, главное, где развивать новые мощности.

Я убежден, что сегодня появление в городской черте отраслей, которые негативно влияют на окружающую среду (а металлургия, например, входит в четверку самых грязных отраслей страны), – стратегическая ошибка.

Насколько негативно строительство предполагаемого производства «Томсккабеля» отразится на окружающей среде и здоровье населения, сейчас сказать трудно. Для этого необходима специальная процедура государственной экологической экспертизы проектной документации, которая была упразднена, но которая позволяла привлекать известных специалистов для оценки возможных экологических, экономических и социальных последствий реализации того или иного проекта. Ни один проект, не получивший положительного заключения этой экспертизы, ранее не мог быть реализован.

В настоящее время при размещении новых производств экологический фактор практически не учитывается. Сегодня не существует органа власти, уполномоченного дать заключение, в достаточном ли объеме проведена оценка воздействия реализации предполагаемого к строительству объекта на окружающую среду и население в той или иной части города.

Мое экспертное мнение – производство должно размещаться за городом, а если это экономически невыгодно, значит, нужно отказаться от этой идеи. Да, в плановом режиме, возможно, предприятие действительно не будет оказывать существенного вредного влияния на окружающую среду, но если случится авария, отказ очистных сооружений? Зачем нам такие большие риски?

Несколько лет назад при разработке сводного тома ПДВ Томска неожиданным для большинства специалистов оказался факт, что одно из самых загрязненных мест города – территория Белого озера. Любопытно, что ни по одному из веществ не было превышено предельно допустимой концентрации (ПДК). Высокий уровень загрязненности дало совокупное значение нескольких загрязняющих веществ, концентрации которых были близки к предельным.

Да, ПДК – это допустимая концентрация. Но возникает вопрос: почему человек должен жить в экстремальных условиях предела, если можно построить завод за городом? Все-таки не военное время…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 11 =