Почему от тепла за окном не «оттаивают» платежки?

Зима нынче была без капризов: на удивление теплая в ноябре – декабре и уверенно-крепенькая с января. Но томичи, предвкушавшие «оттепель» в ноябрьско-декабрьских платежках за отопление, обманулись в своих ожиданиях: цифры там, несмотря на небывалое тепло, оказались вполне зимними. Потому январских расчетов народ уже ждал с немалой тревогой. У многих худшие ожидания подтвердились. «ТН» попытались разобраться в закономерностях начислений и в причинах большой разницы цифр в платежках.

 

ТСЖ и УК: большая разница

В качестве иллюстрации возьмем два похожих дома: на Каштаке-I (ул. К. Ильмера, 10/2) и в Кировском районе (ул. Белинского, 21/1). Оба кирпичные, разница в возрасте всего 6 лет. Правда, у того, что помоложе (каштачного), два подъезда из пяти со стеклопакетами, зато в крайнем подъезде тонкая торцевая стенка (предполагалось продолжить строительство, да не продолжили), а это существенные теплопотери. В остальном все одинаковое: закрытые подъезды с домофонами, общедомовые счетчики в подвалах и температура в квартирах вполне комфортная – выше нормативных 18–20 °С. Принципиальное отличие: домом на ул. К. Ильмера руководит ТСЖ «Березовая роща», многоэтажка на ул. Белинского – под крылом УК «Жилище».

Сопоставление квитков очевидно не в пользу жителей дома на ул. Белинского (см. таблицу). Например, в ноябре ТСЖ «Березовая роща» платило за тепло по 20 рублей за 1 кв. м, а на Белинского – более 30, в декабре соотношение – 26,87 и 35,22, в январе – 25,78 и 41,22. ТСЖ не перешагнуло планки 30 рублей за «квадрат» даже в суровую зиму 2010-го – на пике морозов выходило менее 28 рублей.

Держим руку на пульсе

– Счета за отопление зависят от погоды и от хозяйственности, – говорит Анна Можайская, руководившая ТСЖ «Березовая роща» на протяжении восьми лет, и поясняет: – Чтобы люди не платили за тепло лишнего, председателю ТСЖ приходится постоянно регулировать потреб­ление, иной раз по два-три раза за день. Как потеплеет – придавлю задвижки, похолодает – отпущу… Потом надо с час понаблюдать, вышла ли температура на нужное соотношение. У нас в трех подъездах узлы управления старой системы, с соплами, через которые идет подмес воды из обратки, два с автоматикой. Но я и автоматику поставила на ручное управление, потому что она постоянно давала перегрев – регулируют-то ее другие организации. Перегрев определяется по соотношению температуры теплоносителя на подаче и обратке. На подаче температура 80 °С, значит, на обратке должно быть 40–42 °C. При плохо отрегулированной системе на обратке бывает 58–62 градуса. Чем меньше дельта, тем больше перегрев. Если система нормально отрегулирована, теплоносителя используется меньше и счета, соответственно, уменьшаются примерно на четверть.

Счетчик плюс добросовестность

Начисления за отопление осуществляются либо по показаниям общедомовых приборов учета, либо по нормативам потребления. Общедомовыми счетчиками оснащено уже около 70% жилфонда Томска – это очень высокий показатель, свидетельствующий об определенном коммунальном благополучии областного центра. Если прибор учета хороший, в доме соблюден тепловой контур и УК добросовестно осуществляет регулировку, начисления должны выходить ощутимо меньшими, чем по нормативам потребления, уверены энергетики. (Объективно бывает и наоборот – жильцам 600 домов с ветхой системой отопления, где начисления больше нормативных, разницу возмещает бюджет города.)

– Если мы видим большой тариф, работаем с центром сервисного обслуживания, просим УК проверить показания, на место выезжают наши специалисты – делаем все, чтобы исключить ошибку, – рассказывает заместитель директора Томского филиала ТГК-11 Инна Артамонцева. – Регулировку тепла должна производить управляющая компания – у нее есть договор с центром сервисного обслуживания, есть возможность анализировать, отслеживать потребление на своем жилом фонде.

Лучших УК не бывает?

Но это только в теории. На практике во всех ТСЖ – колоссальная экономия по теплу, а вот в домах, обслуживаемых управляющими компаниями, такого не наблюдается, соглашаются в ТГК-11. Показательно, что назвать УК с хорошей репутацией, настоящего передовика на ниве энергосбережения в ТГК-11 также не смогли.

– Мы такие комментарии не даем, потому что мониторинга не ведем, у нас со всеми УК хорошие отношения, каждая старается работать, – уклонилась от прямого ответа Инна Артамонцева. – Жильцы сами должны спрашивать со своей жилищной компании, требовать выполнения работ по энергосбережению. В техническое обслуживание жилого дома ведь входит не только сдача опрессовки к началу отопительного сезона, но и полноценное доведение тепла до каждой квартиры. Нам важно, чтобы по городу платежи просто так не росли, а УК это или ТСЖ – все равно.

На вопрос, дают ли какой-либо эффект многочисленные «энергосберегательные» усилия, о которых отчитываются чиновники и жилищные организации, снижается ли потребление тепла на жилом фонде Томска в целом, ответа также не последовало.

– Такого анализа мы не делали. Но тепла город меньше потреблять не стал.

А начальник отдела продаж тепловой энергии населению ТФ ТГК-11 Ольга Никоненко вдруг добавила:

– Мой дом 15 лет был в УК, а потом создали ТСЖ. Сразу заделали швы, сделали отмостки – платежи уменьшились процентов на 20…

Комментарий

Анатолий Евсюков,директор УК «Жилище»:

– Сегодня мы предлагаем гражданам установить приборы учета на электроэнергию и воду, ведь счетчик – это основа энергосбережения. Предлагаем устанавливать пластиковые окна в подъездах и автоматические узлы управления тепловой энергией – это позволит дому потреблять ровно столько тепла, сколько ему необходимо, и никому не нужно бегать к задвижке по нескольку раз в сутки. Мы предлагаем перечень работ, а жители сами их выбирают и нам заказывают. Заинтересованность УК в энергосбережении есть, конечно, ведь ее работу можно назвать хорошей, только когда жители довольны, когда нет жалоб. Мы постоянно собираем информацию о расходовании теплоэнергии, отслеживаем, где есть превышение нормативного потребления, а теплотехник выясняет причины и регулирует систему.

Повлиял тариф

В ноябре 2011-го средняя температура была –8,5 °С, в декабре –13 °С, за два этих месяца средняя температура оказалась на три градуса выше, чем в 2010-м. А платежи не уменьшились.

– Мы не почувствовали снижения финансовой нагрузки в связи с тем, что в 2011-м на 12% вырос тариф, – поясняет начальник отдела продаж тепловой энергии населению ТФ ТГК-11 Ольга Никоненко. – Тепла в прошлом году было отпущено на 8% меньше, чем в 2010-м, но из-за роста тарифа общий платеж увеличился на 4%.

В январе 2012-го заметно похолодало – средняя температура составила –20,6 °С (в январе 2011-го было –21,9 °С). Потребление тепла по сравнению с декабрем выросло на 15%, а вот тариф, вопреки сложившейся практике, с нового года не изменился (его поднимут в июле). Так что и платежи по сравнению с 2011-м выросли ненамного.

Кстати

УК «Жилище» предлагает жильцам дома по ул. Белинского, 21/1, сделать косметический ремонт в четырех пятиэтажных подъездах за 728 200 рублей, то есть в среднем по 182 тыс. на подъезд. А вот бывший председатель ТСЖ «Березовая роща» Анна Можайская уверена, что качественно отремонтировать просторный 9-этажный подъезд с восстановлением кафельной плитки можно всего за 50–60 тыс. рублей, что и было сделано на ул. К. Ильмера прошлым летом. Новую систему освещения с датчиками движения на все пять подъездов там установили менее чем за 30 тыс. Теперь лампочки в подъездах почти перестали менять, ОДН с прежних 60–80 рублей с квартиры снизился до 11 рублей летом и 22–25 рублей зимой.

– Рецепт, как платить меньше, надо искать самим в своем доме, – уверена Анна Можайская. – Управляющая компания никогда не будет уменьшать затраты, потому что она работает на прибыль, а платит за все житель. У нас же – некоммерческая организация, что сэкономим – вложим сюда же, в свой дом.

Одна мысль про “Почему от тепла за окном не «оттаивают» платежки?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *