Почему профессия педагога снова становится престижной

IMG_0215

В среду в Томске началась традиционная августовская конференция работников образования области, и открылась она ставшим уже традиционным региональным фестивалем педагогических идей и инновационных разработок. И конференция, и фестиваль вот уже 11 лет работают как площадки для обсуждения ключевых вопросов развития отрасли. Томские эксперты говорят, образование сейчас – гармоничное слияние знаниевой составляющей и воспитательной: ребенок, с одной стороны, должен быть эрудированным, с другой – в него важно заложить нравственные основы. Представители областной власти добавляют: качество этих составляющих зависит от того, в каких условиях трудятся педагоги – детсадов, школ, учреждений дополнительного образования детей.

Конкурентоспособная школа

1990-е годы бесследно для системы образования не прошли: молодые педагоги бежали из профессии с ее нищенской зарплатой. В результате средний возраст сильно вырос, и до сих пор значительный процент учителей – предпенсионного и пенсионного возраста. Но тенденция радует: в школы приходит все больше молодых. По данным на август, в Томской области работают 7 594 учителя, у 651 из них стаж работы менее трех лет.

– Зарплата растет, поэтому профессия педагога постепенно приобретает былой авторитет, – считает начальник Департамента общего образования Томской области Александр Щипков. – Майские указы президента выполняются: средняя зарплата работников общего образования по итогам 2015 года будет на уровне средней по области – около 34 тыс. рублей. Средства на это полностью есть. Понятно, что, условно говоря, в Стрежевом и Кожевникове цифры отличаются: на северных территориях надбавки выше. Но главное – существует прозрачная система оплаты труда, которая позволяет учителю понимать: что ему нужно сделать, чтобы получать больше.

Половину или около того от зарплаты сегодня составляют стимулирующие выплаты. Когда Щипков встречается с педколлективами, то первым делом интересуется, все ли разбираются в этой системе. Например, однажды в сельской школе учитель физической культуры возмутился: «Про какие вы 30 тысяч говорите? Я получаю не больше 15». Начали разбираться – оказалось, он отказался от классного руководства и внеурочной деятельности, не проводит дополнительных занятий с учениками, не берет часов сверх основной нагрузки.

– Понимание того, что зарплата зависит от них самих, у учителей в большинстве своем уже есть. Особенно у молодых, – говорит Александр Щипков. – К тому же большинство сельских территорий приняли программы поддержки молодых специалистов. Это дает возможность начинающему педагогу увереннее рассматривать школу как постоянное место работы. Все это приводит к тому, что школа становится конкурентоспособной на рынке труда.

Не дай звезде погаснуть

Прилив свежей крови выражается во вполне осязаемых результатах: в некоторых случаях районные школы уже могут конкурировать с городскими. Так, в этом году малокомплектная Анастасьевская школа в Шегарском районе выдала 100-балльника по русскому языку.

– Система образования, построенная в Томской области, готова к тому, чтобы растить все больше талантливых детей, – говорит заместитель начальника Департамента общего образования ТО Елена Вторина. – Последние годы мы работаем с ними очень плотно: в 2013 году было создано девять межмуниципальных центров развития одаренности, из них три на территории Томска, один в Северске, остальные равномерно распределены по области – в Стрежевом, в Томском, Первомайском, Колпашевском и Кожевниковском районах.

Межмуниципальные центры по работе с талантливыми и одаренными детьми в большинстве случаев находятся на базе школ (есть три исключения – центр планирования карьеры в Томске и два учреждения допобразования – в Первомайском и Стрежевом). Их задача – сначала искать, а потом сопровождать будущую звездочку, в науке ли, в творчестве – не важно. Например, они проводят межмуниципальные олимпиады по предметам, куда съезжаются сотни школьников с ближайших территорий. Победителей отправляют на региональные мероприятия, ну а дальше талантливых ребят берет под крыло регион. Родители не тратят на выезды ни копейки.

– Например, Гриша Чернов и Никита Гладков проявили себя на региональном уровне, и область отправила их на всероссийские олимпиады – первого по химии, второго по математике и физике. Оба вошли в сборные России, участвовали в международных олимпиадах, привезли оттуда золотые и серебряные медали, – рассказывает Александр Щипков. – Конечно, это и правильная мотивация от родителей, и врожденные способности ребенка. Но без системы, которая могла бы вывести их на этот уровень, ничего бы не получилось.

В 2015 году средняя зарплата учителя школы составит почти 34 тыс. руб-лей (с учетом премий и стимулирующих выплат), воспитателей детсадов – около 28 тыс., педагогов допобразования – 27 тыс.

До 2025 года в Томской области нужно создать более 46 тыс. дополнительных ученических мест, чтобы обеспечить обучение всех детей в одну смену. Для этого и дальше – строить, реконструировать и ремонтировать школы. Так, в ближайшие пять лет, с 2016 по 2020 год, регион планирует построить и реконструировать 33 объекта и ввести 12 326 ученических мест.

мнение

Чингис Акатаев, заместитель губернатора по социальной политике:

– 11 авгус-та губернатор распорядился создать совет по развитию образовательного пространства Томской области. В ходе работы совета вместе с учителями и общественниками мы должны расставить точки над «i», выбрать приоритеты и развиваться дальше. Первая задача лежит на поверхности. Томск – город университетский, значит, нужно укреплять взаимодействие школа – вуз, чтобы дети могли примерить на себя профессию, пообщаться с теми, кто только начал ее осваивать, а может, прийти в университет с уже готовым проектом, который за пять курсов вырастет в ноу-хау.

Вторая задача заключается в том, чтобы готовить кадры для экономики буквально со школьной скамьи. Области нужны высококвалифицированные рабочие, в том числе для инновационных производств. А значит, надо, чтобы дети загорелись этими профессиями. В этом году запустили новый формат – фестивали профессий: общаясь с самими мастерами, дети узнают, чем интересна та или иная специальность. Третья, но не менее важная задача – развитие системы дополнительного образования. Это и больший охват детей учреждениями доп-образования, и улучшение их материально-технической базы, и обновление их учебных программ. В этом вопросе также будем сотрудничать с университетами.

ЦИФРА

В Томской области 332 школы, 210 детских садов и 69 организаций дополнительного образования детей.

На 2,4% (или на 2 600 ребят), то есть до 109,9 тыс. человек, планируется увеличение количества школьников в новом учебном году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 17 =