Почему рядовые автолюбители не заметили плюсов от падения цен на нефть

По данным УФАС по Томской области, в ноябре 2014 года закупочные цены превышали цены января 2014 года в среднем на 30%. Розничные цены на бензины автомобильные в Томской области выросли за этот период всего лишь на 5–7%
По данным УФАС по Томской области, в ноябре 2014 года закупочные цены превышали цены января 2014 года в среднем на 30%. Розничные цены на бензины автомобильные в Томской области выросли за этот период всего лишь на 5–7%

На первый взгляд, логика проста. Бензин производится из нефти – доля добавок в его составе не более 15%, соответственно, цена первого должна быть пропорциональна цене второго. Нефть Brent, международный эталон, исходя из которого рассчитывается стоимость российской Urals, в июне 2014 года стоила 115 долларов. В январе 2015 года она упала до минимума – 47,82 доллара, подешевев, таким образом, на 58% относительно июньского пика. Однако изменение розничных цен на заправках автолюбители если и заметили, то только в сторону увеличения (спасибо, что небольшого). «ТН» разбирались, почему так происходит.

Литр за 40 центов

Для начала вернемся на год назад, 5 февраля 2014 года Томское УФАС России отчитывалось о ценовой политике трех крупнейших продавцов: на заправках под брендом «Газпромнефть» Аи-92 стоил 28,30 рубля за литр, Аи-95–30,70 рубля, дизельное топливо  – 34,00 рубля. На лукойловских цены идентичны, на роснефтевских на 10 копеек дешевле. Теперь берем свежий отчет по мониторингу цен на ГСМ за 5 февраля текущего года: «Газпромнефть» продает литр 92-го за 29,80 рубля, 95-го – 32,45 руб­ля, дизтоплива – 34,00 рубля. Два основных конкурента цены выставляют фактически такие же, с разницей плюс-минус 5–10 копеек (разве что лукойловское дизтопливо самое дорогое на рынке – 34,50 рубля за литр). По подсчетам Томскстата, по сравнению с началом прошлого года потребительские цены на автомобильный бензин прибавили 6,2–8,4% в зависимости от марки. А вот стоимость российской экспортной марки Urals, наоборот, ушла в крутое пике: год назад ее средняя стоимость составляла 106,43 доллара за баррель, в январе 2015-го – 46,58 доллара. «Почему на фоне дешевеющей нефти бензин дорожает?» – вопрос, перманентно мучающий всех автомобилистов.

– Сколько до декабрьского кризиса в России стоил бензин в пересчете на доллары? Примерно 1–1,1 доллара за литр. Сейчас он, получается, стоит 40 центов. Но этого почему-то никто не замечает, – отвечает Григорий Боярко, заведующий кафедрой экономики природных ресурсов Института природных ресурсов ТПУ, доктор экономических наук. – Если нефть упала в два раза, это совсем не значит, что в России бензин должен подешеветь вдвое. На внутреннем российском рынке происходят совсем другие процессы.

С этим согласны и антимонопольщики.

– В цене бензина непосредственно на заправках стоимость нефти едва занимает четверть, – поясняет Сергей Паньков, начальник отдела экономического анализа УФАС по Томской области. – Берем условную цену литра 30 рублей. Его отпускная цена – 12–13 рублей. Далее начинаем прибавлять: около 6 руб­лей – это НДС, 2–2,5 рубля – стоимость работы заправки. Хотя бы 1 рубль должно заработать оптовое звено. Еще 6 рублей – это акциз на бензин (на 1 января 2015 года он составляет 7300 руб­лей за тонну). Доставка с завода – минимум 1,5 рубля. Плюс налог на прибыль, экологические и социальные платежи. Итого не менее 50% в цене бензина приходится на долю государства.

Оригинальный ликбез на тему налогообложения нефтяной отрасли устроила в свое время компания «ЮКОС»: в один из августовских дней 2001 года две фирменные заправки в Томске продавали «бензин по цене ЮКОСа», то есть без учета налогов. Дисконт составил 60%. Очередь из машин выстроилась на несколько километров. Тогдашний губернатор Виктор Кресс юмор не оценил: «Если бы государство в лице руководителей потребило эти все деньги, тогда бы смысл в такой акции был. Но ведь налоги уходят на школы, на здравоохранение, на культуру, на пенсии».

Так говорит царь

– Давайте разберемся: получили ли выгоду нефтяники от событий последних месяцев, – предлагает профессор Боярко. – На первый взгляд, да: цена на нефть снизилась, значит, автоматически снизилась налоговая нагрузка (налог на добычу и экспортные пошлины), потому что она рассчитывается с учетом коэффициента внешних цен: сумма налогов на 75–85% прямо пропорциональна стоимости черного золота на европейском рынке. Но нужно учитывать, что вместе с нефтью упал курс рубля, а российские нефтяные компании многие платежи осуществляют именно в иностранной валюте, в первую очередь по кредитам (сейчас большинство из них кредитуются в китайских банках). Свою прибыль они в любом случае получили – маржа при продаже нефти за рубеж составляет 10–15%. Но сверхдоходов не возникло точно. В минусе осталось государство, недосчитавшись нефтяных денег в бюджет.

Если среднегодовая цена на нефть снизится до 50 долларов за баррель, доходы бюджета РФ сократятся на 2,1 трлн рублей.

На внутреннем рынке, надо отметить, маржа еще более привлекательная.

– Однажды на совещании в Омске гендиректор «Газпром нефти» озвучил, как формируется внутрироссийская цена на топливо: экспортная цена топлива минус таможенная пошлина плюс акциз и НДС, доля этих налогов сверх цены поставщика для бензина 32–40%, для дизтоплива 21–25%, – рассказывает Григорий Боярко. – Но у нас, например, не берутся экологические налоги – 11–32%, взимаемые в Европе. В результате чистая прибыль от продажи бензина в России доходит до 15–20%, поэтому именно в рамках вертикально интегрированной компании (добыча – переработка – реализация) именно розничная продажа внутри страны наиболее прибыльна. Это один из факторов, прикрывающих их от изменения цены на нефть на мировом рынке.

С другой стороны, именно нефтяники первыми становятся жертвами ручного регулирования цен, когда правительству нужно сдержать народный гнев по поводу удорожания всего и вся. Из-за этого тонкого политического момента руководители томских представительств крупных сырьевых компаний отказываются комментировать ценовую политику официально. Только анонимно.

– Часть времени рост цен на бензин искусственно сдерживался, – поясняет один из топ-менеджеров. – Мировые цены на топливо весь прошлый год были о-го-го, а наши ползли вверх по чуть-чуть. Часть топлива однозначно уходила по высокой цене за рубеж, ведь там хорошая прибыль, а на внутреннем рынке ноль доходов. Крупные сетевики – «Томскнефтепродукт» и «Газпромнефть – Кузбасс» – торговали в розницу практически без рентабельности, частные продавцы вообще давно висели в петле. Но по приказу царя цены на ГСМ не должны были расти. Плюс ко всему этому в июне 2014 года произошел взрыв на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Дефицит ГСМ стал еще одной причиной роста цен. В Ачинске перерабатывалось 7,5 млн тонн нефти в год. Несколько месяцев НПЗ стоял. Это же какое количество топлива не было выпущено! А контракты перед монголами и китайцами надо выполнять. Топливо просто не отгружали мелким дистрибьюторам в России.

Гримасы рынка

– Именно рынок регулирует цены, а никак не себестоимость бензина, – подчеркивает директор компании «Консультант-Аудит» Андрей Салдин. – Если спрос опережает предложение (а осенью происходило именно это), цены просто не могут быть низкими. Пока частные потребители и бизнес готовы покупать бензин за 30 рублей, его цена останется именно такой. Если обычные люди еще могут реже пользоваться автомобилем, то предприятия – нет. Они просто будут включать возрастающие затраты на транспортировку в конечную стоимость товара.

– Осенью Томск вообще рисковал на фоне стабильного спроса получить острый дефицит предложения. Частные сети (а они занимают больше трети розничного рынка) находились на грани закрытия. Летом отпускная цена вертикально интегрированных компаний, выпускающих высокооктановое топливо, колебалась в пределах 29–31 тыс. рублей за тонну, – рассказывает Василий Шелковников, директор ООО «Chandler Oil». – В октябре – ноябре она выросла до 43 тыс. А мы, частные заправки, не могли поднять цену пропорционально, потому что сети «Роснефть» и «Газпромнефть» свои цены не поднимали. К тому же «Газпромнефть» вообще отказалась продавать бензин частным оптовым покупателям типа нас – им самим не хватало. У меня сеть из пяти АЗС, и в один момент мы вообще замотали колонки с высокооктановым топливом – остался лишь «дизель». В этой же ситуации оказались компании «Лаки Стар» (заправки «Лукойл») и «Элке Авто». Оптовая цена пошла вниз только в декабре, вернувшись на уровень 30 с небольшим тысяч рублей за тонну: заводы открылись, рынок насытился и цены пошли вниз. Убытки за два с лишним месяца мы получили колоссальные. Так что сейчас вся торговая наценка (около трех рублей на литр) уходит на их покрытие.

– Оправимся в конце марта – апреле, – прогнозирует бизнесмен.

Мичуринцы и сельхозпроизводители начнут готовиться к сезону и спрос вырастет, что повлечет за собой плавный рост стоимости бензина. Профессор Григорий Боярко также не видит оснований для понижения цен:

– Бензин, которым мы заправляемся в данный момент, сделан из нефти, добытой в III–IV кварталах 2014 года, то есть проданной по невысоким ценам. Сейчас, если начнется рост мировых цен на нефть, неизбежно будет увеличиваться налог на добычу полезных ископаемых, внутрироссийские цены на бензин и дизельное топливо начнут пропорционально расти. Кроме этого, имеет место непрерывный плавный рост акцизов на бензин, дизельное топливо и масла – это легко собираемый налог, от которого невозможно уклониться, и государство вряд ли откажется от его использования.

 

ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК из-за взрыва Ачинского НПЗ вынуждено было возить топливо с заводов Поволжья, поэтому бензин на заправках под брендом «Роснефти» был чуть дороже. Именно на цены этого продавца равняется розница.

– В районах Томской области, где нет заправок «Томск­нефтепродукта», реальная рыночная цена выше, – говорит Сергей Паньков. – Например, в Каргасокском районе бензин на четыре рубля дороже, чем в Томске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − шесть =