Почему школьный автобус не доходит до деревни Лаврово

Майя Барецкая

12

Обычный путь лавровского школьника в Рыбаловскую среднюю школу – примерно полтора километра пешком, а потом еще 17 на автобусе. Как нам сообщили в школе, нарушений тут нет, все стандарты соблюдаются, максимальное расстояние, которое ученики могут проходить до школьного автобуса, как раз и составляет 1,5 км. А лавровским ребятишкам до остановки «всего» 1,4 км. Оно, может, и так, если бы их путь пролегал по жилой улице. Но они идут по обочине узкой дороги, зимой окруженной сугробами. Утром – в полной темноте: последний фонарь маячит где-то на краю деревни, в начале их пути. Стандарты, уважаемые педагоги?! Вы вообще о чем?

Суровым языком релиза

Перед началом нового учебного года во всех региональных отделениях Общероссийского народного фронта стартовала акция «Дорога в школу». Ее цель – привлечение внимания общественности к проблеме безопасности детей на дорогах.

– Акция проходит в рамках исполнения поручения президента Владимира Путина о принятии мер, направленных на реализацию национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов и снижению к 2018 году уровня смертности от ДТП до 10,6 случая на 100 тыс. населения, – говорит представитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Ирина Абрящикова. – Активисты ОНФ по всей стране выявляют маршруты движения школьных автобусов, на которых не обеспечивается безопасность маленьких пешеходов: отсутствует комплекс средств организации дорожного движения, нет освещения, тротуаров, не нанесена разметка и прочее.

Активисты Народного фронта совместно с сотрудниками управления ГИБДД проинспектировали один из школьных маршрутов в Рыбаловском сельском поселении Томского района – от деревни Лаврово до Рыбаловской школы.

– Родители школьников неоднократно обращались в различные инстанции для решения проб­лемы, но воз и ныне там, а дети продолжают ходить по автомобильной трассе до остановки, – отмечает Абрящикова. – Томское отделение ОНФ взяло ситуацию на контроль. В ближайшее время мы подготовим письмо в адрес областной ГИБДД.

В Рыбалове дети провели акцию: вручили директору школы информационный плакат о правилах дорожного движения, а также под руководством одного из сотрудников ГИБДД подарили водителям проезжающих по дороге автомобилей специально подготовленные тематические рисунки.

Лавровская демография

В один из последних летних дней мы вместе с «фронтовиками» побывали в Лаврове. Поездка почти прогулочная, благо погода баловала. Сначала по трассе до свертка на Рыбалово, потом по приличной дороге в центр одноименного сельского поселения и далее – на Карбышево и Лаврово. Асфальт не идеальный, но тоже ничего страшного.

Старинная деревня (всего на три десятилетия младше Томска), судя по «царским» срубам, знавала лучшие времена. А судя по названию, это была даже не деревня (звалась бы Лавровка!), а село. Увы, сейчас здесь осталось 180 жителей и никакого производства. Трудоспособное население либо ездит на работу в Рыбалово и даже в Томск, либо сидит на пособии, живя огородами и дикоросами. Благо вокруг кедрач и вообще красоты природы.

Несколько лет назад на месте здешней фермы бывшего рыбаловского совхоза развернула свое подразделение Межениновская птицефабрика. «Отлично, надо возрождать сельское хозяйство», – говорят лавровцы. Правда, им от этого пока особой пользы нет. А вот беспокойства добавилось. Через тупиковую прежде деревеньку зачастил транспорт. Огромные КамАЗы и шеститонные «Кировцы» игнорируют объездную дорогу, предпочитая ехать напрямки через Лаврово, по единственному мосту через совсем не великую реку Порос, более похожую на болото. Деталь немаловажная, ибо к нашей истории она имеет самое прямое отношение.

При этом демографические процессы в Лаврове движутся в позитивном направлении. Среди 180 жителей 11 юных граждан, от первоклашек до девятиклассников. (Это не считая совсем мелких.) Держать школу для такого количества учеников считается сейчас непозволительной роскошью, и от прежней малокомплектки остался мрачный кирпичный остов с провалами с нецензурными граффити на стенах. Постройка явно советская. Судя по бетонному «остановочному комплексу» на горке возле указателя «Лаврово» с наполовину сожженной скамейкой внутри, строили его во времена развитого социализма. («Остановка-то отапливаемая», – пошутил наш водитель). Так что в саму деревню общественный транспорт, похоже, не заходил никогда. 1,5–2 км по сельским меркам – ничего особенного. Мы же все учили в школе, «как архангельский мужик по своей и божьей воле…» и т.д. Но на всякий случай – какое у нас тысячелетие на дворе?

Под снегом и дождем

И вот теперь пусть каждая городская мама представит, что это ее ребенок каждое утро, в дождь, мороз или пургу, полгода – в кромешной тьме (солнышко зимой вставало часов в 9, а теперь, с переходом на +4 с Москвой, будет в 10) идет эти 1,5 км сначала по улице, где горят два фонаря на всю деревню, а потом выходит в чисто поле. Не факт, что дорога почищена – снегоуборочная техника доберется до такой глуши ближе к обеду. А если и чищена, то по краям снежные завалы. Попадется, не дай бог, какой безбашенный водятел… и куда деваться стайке ребятишек из этого снежного тоннеля? Пока плохого не случалось. Только вот в поселке Мирном, где люди погибли на «несанкционированной» остановке, тоже ведь десятилетия обходилось…

Но транспорт – это не единственная опасность, подстерегающая детей в пути. Есть еще и стаи бродячих собак (пару псин на опушке мы даже видели), и… медведи. Местные рассказывают: из-за лесных пожаров, бывает, звери выходят на дорогу. Уже нынче об этом рассказывали водитель и кондуктор рейсового автобуса: они видели медведицу с медвежонком.

Ну и в качестве десерта: в Лаврове плохая сотовая связь, а на дороге, особенно в низинке у моста – практически никак.

13

Соединяют нас мосты

Говорят, пути-дороги нас разводят, а мосты соединяют. С мостом через Порос все наоборот. По нормативам он не отвечает требованиям для проезда общественного транспорта. И тем более – школьного автобуса. Для него вообще требуется ширина полотна ­6 мет­ров. Так что просто укрепить аварийное сооружение не выйдет. Да и аварийное ли оно? Официальных данных на этот счет нет. А потому нет и ограничений по другим видам транспорта. Так что проезд большегрузов формально не запрещен. А они явно доконают мостик. Это о движении «межениновских» тракторов, которое справедливо возмущает лавровцев.

Информацию донесли до нас представители ГИБДД Томского района, принимавшие участие в акции. Ведь нашей целью было не только посмотреть, почему дети шагают к автобусу по обочине, но и пообщаться с ними «за безопасность» вообще. Ребятишек предупредили заранее, они готовились и даже рисовали тематические картинки. В основном, правда, скачали из Интернета, но были и оригинальные художества. В ответ ОНФ и люди в форме одарили их сувенирами. Хватило всем – даже малышне у мам на ручках.

Для людей какое-никакое, но развлечение. Но вот в результативность нашего визита они верили не очень-то. Собственно, «фронтовики» и не обещали манны с небес – предлагали бороться за нормальную дорогу к школе вместе. По крайней мере, теперь об этой проблеме станет известно далеко за пределами Рыбаловского сельского поселения. А учитывая тот факт, что ОНФ – организация всероссийская и отчитывается о своей работе наверх, то и за пределами региона. Возможно, кому-то в Томском районе станет стыдно. Ну и с фонарями инспекторы обещали посодействовать.

Кстати, с освещением не все в порядке оказалось и в самой Рыбаловской школе. Директор пообещала недостатки исправить. Насчет лавровской же дороги только развела руками – а я что сделаю?

* * *

Школьная администрация, конечно, мосты не строит. Как и ОНФ. Как и СМИ. Что мы можем? Как минимум бить в колокола. Напоминать. Рассказывать всем и вся.

Этого мало? Давайте хотя бы попробуем. «Фронтовики» уже подготовили письма в администрацию Рыбаловского сельского поселения, прокуратуру и ГИБДД по Томской области. Ждем ответа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 13 =