Под флагом мусорной реформы

Задуманная как экономическая, она трансформировалась в социально-политическую

Состоявшееся на неделе заседание экспертного совета при заместителе губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрея Кнорра прошло под флагом мусорной реформы. По оценкам томичей, в регионе под номером 70 она стартовала тяжело. А вот федеральные эксперты, посетившие наши пенаты (и некоторые уже не по первому разу!), высоко оценили достижения томичей. Лестную оценку гостей вызывало всё: от госуниверситета («ТГУ – это глыба!») до взаимоотношений между властью и бизнесом. А такая оценка дорогого стоит, ведь судьи – ведущие игроки российского рынка ТКО.

ЦИФРА

352 миллиона рублей было вложено за два года в реализацию реформы системы обращения с ТКО в рамках нацпроекта «Экология» в Томской области.

Камо грядеши

Направление, в котором движется регион, безусловно, выбрано правильное. Но стоим в самом начале пути. Как заметил Андрей Кнорр, за это время отрасль получила как позитивный, так и негативный опыт. В области по-прежнему остаются территории, не охваченные услугой по обращению с ТКО, отсутствуют необходимые инфраструктурные объекты. Вместе с тем нельзя не отметить сокращение количества несанкционированных свалок, рост охвата населения централизованной услугой и повышение платежной дисциплины потребителей.

Впрочем, примерно то же самое можно сказать про большую часть российских территорий. Как сообщил Руслан Губайдуллин, сейчас средняя собираемость в среднем по стране порядка 85%. А в тарифном регулировании учитывается собираемость 98%. Так что томичи со своими 88% почти что впереди России всей.

«Сегодня рассматривать реформу отрасли обращения с ТКО в рамках одного региона уже нельзя. Грамотно работать с отходами можно только в кооперации. У каждого должна быть своя специфика: у одних – переработка пластика, у других – бумаги, металла. При этом перед регио­нальными операторами по-прежнему стоит задача сделать услугу одинаково качественной и доступной во всех населенных пунктах.

Андрей Кнорр, заметитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию

Не просто тебе отходы…

Как сообщил эксперт, важной новеллой последнего двухлетия стал перевод сбора ТКО из жилищной сферы в коммунальную. Это важно, потому что тарифы на коммунальные услуги нельзя повышать больше, чем на семь процентов в год. Еще одно изменение – повышение уровня ответственности: с муниципальных органов на уровень субъекта.

По информации Губайдуллина, на данный момент в России действует около 170 регоператоров в 85 субъектах. Почему именно столько? Это зависит от региона. Оператор может быть один, а может 18. И не всегда это связано с площадями. Томская область, к примеру, величиной с Финляндию. А операторов в итоге решили оставить два. Плюс Стрежевой и Александровский район «повесили» на ХМАО – так целесообразнее.

Вообще, с цифрами все сложно. Сначала в Томской области поделили муниципалитеты на восемь зон, но в итоге оставили две – северную и южную. Причины? Слишком уж большая получилась разница в тарифах. Как пояснил Артем Седов, трудно объяснить жителю одного района, почему в другом платят вдвое меньше. И хотя далеко не везде мусор вывозят регулярно по графику, все же населенных пунктов, где его в принципе вывозят, стало втрое больше, а мусора на полигоны поступает больше в 2,6 раза. То есть эта разница прежде оказывалась в перелесках и по обочинам дорог.

«Томская область, особенно с учетом позиции властей, нам очень интересна. Мы работаем со всеми регионами России, и таких, где идет достаточно прозрачный диалог с бизнесом, не так много.

Александр Пугин, директор «Экомаш Групп»

Без переработки никак

Но это достижение лишь для первого этапа. Утвержденным в 2020 году июльским указам президента России о национальных целях развития оно не соответствует. Перед регионами поставлена задача – сортировать весь поток отходов и вдвое снизить объемы отправки на полигоны. Новая редакция территориальной схемы, принятая в начале текущего года, предусматривает комплексный подход к созданию отраслевой инфраструктуры. Согласно документу, к 2022 году в Томске введут в эксплуатацию крупный автоматизированный мусоросортировочный комплекс. По мнению экспертов, создание новой инфраструктуры приведет к появлению высокопроизводительных рабочих мест, росту налогооблагаемой базы, развитию промышленного туризма.

– Томск подходит очень вдумчиво ко всем решениям. Я бы хотел, чтобы все объекты, которые здесь появляются, были не только производственными комплексами по обращению с отходами, но и объектами промышленного туризма и образования, – заявил Руслан Губайдуллин.

По его словам, раздельный сбор без завода помогает снижать на 2–3% полигонные захоронения.

 

«Мы можем построить заводы, поставить красивые баки, но грош цена этим технологическим вложениям, если мы не научимся относить мусор до бака и оплачивать квитанцию. Нам надо учиться культуре обращения с отходами не только с точки зрения технологической, но и ментальной.

Руслан Губайдуллин, руководитель ассоциации «Чистая страна», член Общественного совета при Минприроды России

Просвещение – мать учения

Но одними заводами не обойтись. Не менее важно просвещение.

– Даже в Германии, Японии, эталонных в обращении с отходами странах, не только не прекращают работу экологического образования населениея, но и наращивают ее, – напомнил эксперт. – В Томской области власть скрупулезно производит донастройку системы, и это не может не вызывать уважения. Она слышит, что говорит бизнес, и понимает, что каждый житель региона должен получать одинаковую комплексную услугу независимо от того, является ли он жителем областного центра или отдаленных территорий.

Кстати, ассоциация «Чистая страна» объединяет около 70 компаний, работающих в 46 регионах РФ и обслуживающих 70 млн человек. В их числе и один из региональных операторов Томской области – «АБФ-Логистик» – активный участник в реформировании сферы обращения с ТКО.

– Наша отрасль – это не только мусоровозы и тарифы, о чем мы часто говорим. Это 200 тысяч человек, которые в ней работают, это наука, IT-технологии, «зеленое» инвестирование. В настоящий момент складывается уникальная возможность увидеть на территории Томской области синергетический эффект взаимодействия этих элементов в сфере обращения с отходами.

* * *

Ну а кто же все-таки будет рег­операторами? Больше всего журналистам хотелось получить ответ на этот вопрос. Но Андрей Кнорр даже обсуждать эту тему не стал: еще и аукционы не объявлены, о чем вы? Единственное – Александр Пугин, в принципе, не отверг такой возможности для себя. Мол, давно хотелось попробовать себя в живом деле. А мусорная тема сегодня самая что ни на есть живая.

 

«Мы не ставим перед собой задачу добиться большего или меньшего тарифа. Мы хотим жить в экологически чистом регионе. И мы должны понимать: если тариф уменьшается, то региональный оператор будет вынужден от чего-то отказаться: от новых мусоровозов, например, или контейнеров, или каких-то структур.

Артем Седов, генеральный директор российской производственной компании «Большая тройка»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 12 =