Как ни странно, но у огромных непроходимых территорий нашего региона много преимуществ. И дело не только в больших запасах нефти и газа. Благодаря сочетанию передового наукоемкого комплекса Томска, большому количеству IT-компаний и просто уникальности ландшафта бескрайние расстояния области стали отличным полигоном для федерального проекта «Тайга». Он предполагает создание опытного района для доставки грузов и выполнения других задач с использованием беспилотных авиационных комплексов. С начала реализации проекта прошел уже год. Первый этап пройден, а значит, можно подвести некоторые итоги.

Всем покажем!

Действительно, расстояния у нас бескрайние. А многие районы – труднодоступные, что создает отличные условия для тестирования решений, которые затем могут быть тиражированы на другие территории нашей необъятной родины. Параллельно с развитием дорожной инфраструктуры беспилотная авиация поможет успешно решать очень многие сложнейшие социальные и производственные вопросы.

– Тема беспилотников, пожалуй, одна из самых актуальных как для оборонно-промышленного комплекса, так и для гражданского сектора экономики, – подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин. – Интеграция беспилотных авиационных систем в производственную и социальную сферу может, а значит, должна перейти из области фантастики в реальность. И проект «Тайга» нацелен именно на это: призван сказку сделать былью.

В создании дорожной карты – первом этапе проекта – приняли участие 115 предприятий региона. Анализ показал, что в Томской области есть потребность в решении более 100 задач с применением беспилотников. Это различные виды мониторинга и съемки (лес, инфраструктура ТЭК, дороги, сельское хозяйство), а также доставка легких грузов.

Такие услуги необходимы сегодня нефтяникам и газовикам, сельхозникам и лесникам, спасателям и энергетикам. Причем во всех регионах Российской Федерации. Но апробировать проект будут именно на территории Томской области.

Полеты наяву

– Опытный район применения беспилотных авиационных систем по конфигурации повторяет границы Томской области, – рассказал Александр Будницкий, заместитель руководителя Сибирского центра Фонда перспективных исследований. – Проект предполагает не создание полигона с искусственными условиями и ограниченной территорией, а возможность работы на реальных объектах, в условиях существующих помех и естественных ограничений – всего, что может впоследствии встретиться при масштабировании в других регионах. Для удобства предполагается создать ряд объектов наземной инфраструктуры вблизи крупных населенных пунктов районов Томской области. Прежде всего площадки для взлета и посадки беспилотников самолетного типа, а также помещения для хранения, обслуживания и ремонта.

По словам эксперта, опытный район позволит апробировать сервисы и своевременно выявить возникающие трудности, будь то технические нюансы или загвоздки нормативно-правового характера. По сути, речь идет о формировании среды, где будет опережающими темпами развиваться деятельность по применению БАС в интересах заказчика.

– Одной из ключевых задач является обеспечение пропускной способности воздушного пространства для большого количества техники, – поясняет Александр Будницкий, – так как аналитики прогнозируют рост количества приобретенных и используемых беспилотных средств в геометрической прогрессии. При этом нужно не забывать, что в этом же пространстве работает и пилотируемая авиация, вновь появившиеся БАС не должны стать угрозой для жизни людей, работающих на авиатранспорте.

Безопасность превыше всего, именно поэтому при разработке нормативных предложений будут учитываться вопросы регулирования воздушного пространства, а для связи с крылатыми машинами планируют использовать новые частоты и шифрование сигнала управления для недоступности террористам. Наземные объекты организаций также будут защищены от несанкционированного доступа беспилотных аппаратов. Первые подвижки в части нормативно-правовых изменений в этом вопросе предполагается получить уже в этом году.

Деньги по воздуху

Реализация проекта будет способствовать расширению перечня доступных услуг для населения удаленных районов. Что касается экономической составляющей, то при работе в одинаковых условиях с одинаковой загрузкой небольшой БАС будет значительно выгоднее, например, вертолета. В связи с этим одной из наиболее перспективных возможностей беспилотных сервисов является доставка легких грузов.

Так, Сбербанк рассматривает возможности беспилотных систем для транспортировки денежных средств, документов и банковских карт в свои отделения на отдаленных территориях. Здесь не всегда присутствует круглогодичный наземный доступ, зато потребность в банковских продуктах и услугах финансового характера у населения постоянная.

Лаборатория «Инвитро» также готова расширять сферу деятельности на удаленные территории. Например, транспортировки крови для проведения анализа. Конечно, здесь критерии доставки даже более жесткие, чем для банковской карты. Необходимо учитывать скорость беспилотника, а также условия хранения и транспортировки био­­материала.

При этом в планы организаций не входит приобретение собственных беспилотников и их эксплуатация. Компаниям нужен подрядчик по доставке грузов из точки А в точку Б. В результате возникает абсолютно новая услуга, которая до сих пор не была представлена на рынке. Чем не идея для вашего стартапа? Создавайте, тестируйте, дорабатывайте и продвигайте на рынок! Регион создает для этого все необходимые условия.

Важно понимать, что это не просто красивые картинки в телевизоре или фантастические разработки из будущего, а реально работающие сегодня технологии. Наиболее проработанная и используемая сейчас – это аэрофотосъемка, но существует еще масса задач, которые требуют современных беспилотных решений. Благодаря проекту «Тайга» Томская область может стать точкой притяжения для компаний, которые могут применять беспилотники в своей деятельности.

Итоговый отчет по текущему этапу работ по созданию опытного района применения беспилотников уже сформирован и представлен в научно-технический совет Фонда перспективных исследований. Вскоре администрация Томской области утвердит порядок реализации второго этапа дорожной карты. Он подразумевает создание инфраструктуры и начало эксплуатации опытного района, а также устранение нормативных барьеров. Согласно графику эти работы планируется реализовать до конца 2021 года, но если опережающая тенденция сохранится, то первые результаты появятся уже совсем скоро. А значит, еще полетаем.

Автор: Анна Нечепуренко

Также читайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + = 23