Ученые были единодушны и оптимистичны: в области химических технологий у России сейчас существует реальная возможность перейти от традиционной продажи сырья к его высокотехнологической переработке на месте

ПоФТОРение пройденного

Росатом планирует создать гражданское направление фторидных технологий и рассматривает Томск как одну из исследовательских площадок

Ученые были единодушны и оптимистичны: в области химических технологий у России сейчас существует реальная возможность перейти от традиционной продажи сырья к его высокотехнологической переработке на месте
Ученые были единодушны и оптимистичны: в области химических технологий у России сейчас существует реальная возможность перейти от традиционной продажи сырья к его высокотехнологической переработке на месте

– На основе фторидных технологий сегодня делают компьютеры, плазменные телевизоры, пластмассу для автомобилей, да практически всю современную технику, – объясняет непосвященным слушателям значимость этого направления заместитель генерального директора Рос­атома Вячеслав Першуков.

Именно со фторидными технологиями специалисты связывают будущее химической промышленности и других значимых отраслей экономики, поскольку по своим технико-экономическим показателям они значительно превосходят имеющиеся промышленные технологии переработки минерального сырья.

Этот вопрос, столь важный для современной экономики страны, обсуждали ученые на всероссийской конференции по фторидным технологиям и редкоземельным металлам, которая состоялась на прошлой неделе в Томском политехническом университете.

Расстановка сил

В советские времена России удалось добиться серьезных результатов в разработке фторидных технологий. Тогда эта сфера деятельности была строго засекречена, поскольку наработки использовались в ядерной промышленности. Однако в 1990–2000-е годы тема была забыта, направление никак не развивалось, в результате чего в мировые лидеры по производству редкоземельных элементов на основе этих технологий вырвался Китай, став монополистом. В России же все девять заводов (производивших в год 8,5 тыс. тонн редкоземельных элементов из 26 тыс. тонн, потребляемых миром) были закрыты. Когда в 2006 году промышленники хотели вновь запустить производство в Кирово-Чепецке, выяснилось, что все необходимые концентраты, которые предстояло расщеплять, уже проданы китайцам.

Многие ученые, выступавшие на конференции в Томске, были всерьез обеспокоены укреплением ряда стран на мировом рынке фторидного сырья. Так, директор Ведущего научно-исследовательского института химической технологии (г. Москва) Геннадий Сарычев обратил внимание на то, что в Китае уже создана ассоциация производителей редкоземельных элементов, а также выделены квоты на экспорт продукции. Аналогичные программы развития фторидной отрасли принимаются в США, Японии, Южной Корее и Канаде. (Кстати, в начале 2012 года США и ЕС обратились во Всемирную торговую организацию с просьбой предпринять шаги по изменению ситуации на мировом рынке редкоземельных металлов, при которой доминирует Китай.)

Что нам стоит фтор построить?

Специалисты считают, что современная экономическая ситуация дает шанс России наверстать упущенное и занять свое место на рынке. В настоящее время цены на редкоземельные металлы полностью диктуются Китаем и составляют 170 долларов за легкую группу. Такая высокая стоимость дает возможность поднять производство «редких земель» с учетом нашей сырьевой базы.

Понимая, что никакое движение в области инноватики новых сплавов невозможно без использования легирования существующих сплавов элементами редкоземельных минералов, Правительство РФ уже два года обсуждает вопрос о необходимости федеральной целевой программы по развитию этого направления в России, отметил в ходе своего выступления Вячеслав Першуков.

Но в целом ученые были единодушны и оптимистичны: в области химических технологий у России сейчас существует реальная возможность перейти от традиционной продажи сырья к его высокотехнологической переработке на месте, а это и увеличение налогооблагаемой базы, и новые рабочие места, и развитие промышленности в целом.

Росатом оценил томский потенциал

Руководство госкорпорации «Росатом» держит руку на пульсе экономики: еще осенью прошлого года атомщики озвучили решение о создании в России единого научно-технического центра, где были бы сконцентрированы все ресурсы в области фторидных технологий и производства изотопов. Одна из площадок этого центра может разместиться в Томске. Предпосылок для этого достаточно: Томск имеет солидную научную школу и историю успеха организации НИРовских площадок (к примеру, R&D-центр НИОСТ, созданный Сибуром).

– Помимо научного комплекса здесь есть нефтехимическая отрасль и СХК, которым можно предлагать для внедрения фторидные технологии. Я считаю, что так или иначе мы будем создавать площадку в Томске (на базе СХК или ОЭЗ – это уже чисто технический вопрос), где будем думать о стадии проведения опытно-конструкторских работ по тем или иным технологиям фторидов, – рассказал «ТН» заместитель главы Росатома.

Окончательное решение о со­здании центра фторидных технологий будет принято до конца года, чтобы уже в 2013 году приступить к реализации проекта.

 

Будучи уникальным элементом (имеет самый большой атом, самое высокое значение электроотрицательности, самый маленький радиус иона), фтор может образовывать соединения с любым веществом, кроме гелия, неона и аргона, а следовательно, имеет множество вариантов применения. Фториды неметаллов используются в качестве окислителя ракетного топлива, фториды применяются также при изотопном делении урана, для производства оптических стекол, при изготовлении автомобильной пластмассы и для многих других целей.

По информации руководителя научно-производственной компании «Редкие и драгоценные металлы» (структура ОАО «Гиредмет») Валентина Карцева, наиболее концентрированное содержание редких металлов находится именно в России – на Кольском полуострове и в Сибири. По разным оценкам, Россия занимает ведущее место в мире по запасам редкоземельных элементов, которые, впрочем, не поставлены на баланс.

кстати

Фторидная технология обогащения природного урана и сегодня основа ядерного топливного цикла. Благодаря этой технологии производится топливо для атомных станций как в России, так и за рубежом. Она успешно работает, например, на СХК.

сказано

Сергей Точилин, заместитель губернатора Томской области по особо важным проектам:

– Чтобы создать в Томске кластер фторидных технологий, нужны солидные деньги, и мы надеемся, что эти деньги будут выделены Росатомом, потому что эта госкорпорация является головной структурой по внедрению таких технологий в стране. Методическое руководство может быть сосредоточено в основном в Москве, а лабораторную, опытно-промышленную базу предлагается разместить у нас. Чтобы все это состоялось, необходимо, чтобы все дебаты ученых и промышленников пришли к общему знаменателю, чтобы томская наука доказала Росатому свою состоятельность.

есть мнение

Александр Дьяченко, заведующий кафедрой химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов ФТИ ТПУ, предложил Росатому при заключении контрактов по ­НИОКР больше внимания уделять вузовскому комплексу. По словам Дьяченко, ежегодное финансирование научно-исследовательской и проектной деятельности (в том числе и изучение фторидных технологий) обходится Рос­атому в 28 млрд рублей, из которых лишь 1 млрд (3%) достаются вузовской науке. И это при том, что томские ученые ничуть не уступают своим московским коллегам. Решение тех же задач силами научно-образовательного комплекса обойдется на порядок дешевле, потому что у нас остались только реально работающие специалисты и мы сохранили свои технологические возможности. Прошедшая конференция показала, что вузовская наука идет в ногу, а в некоторых случаях опережает отраслевую науку, сказал он «ТН».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 5 =