Полет свободный

Андрей Фатеев, 24 года
Статус: пилот, инструктор клуба «Новый горизонт».
Образование: радиоконструкторский факультет ТУСУРа.
Профессия: технический писатель.
Летный стаж: 5,5 года. По подсчетам Фатеева, он налетал порядка 170 часов. Является членом сборной Томской области по парапланеризму.

Томские парапланеристы утверждают: встать на крыло по силам каждому

—        Параплан – это такая штука из ткани и строп, которая очень удобна и в плане перевозки, и в плане места старта. Это не самолет, для которого нужен аэродром и специальная взлетная площадка. Это сверхлегкая летательная техника, которая позволяет человеку почувствовать всю прелесть свободного полета, – рассказывает Андрей Фатеев, инструктор клуба парапланеристов «Новый горизонт».

Орлята учатся летать

В погожий весенний или летний денек от нагретой земли поднимаются восходящие воздушные потоки. Происходит это в определенных местах. Найти такое волшебное место и обработать его так, чтобы набрать максимальную высоту и улететь как можно дальше – вот, к чему стремится каждый парапланерист. Бывалые пилоты говорят, что учатся летать всю жизнь: свое мастерство спортсмены шлифуют годами. Но тем не менее освоить свободный полет на параплане не так уж и сложно.

Курсантов, так по-военному в парапланеризме называют новичков, ставят на крыло зимой.  Во-первых, в это время в Томске дуют правильные ветры, а во-вторых, снег делает обучение более безопасным.

– Тренировки проходят за городом на небольшой учебной горке, – рассказывает Андрей,  – для нас главное – безопасность. Поэтому курсанты начинают с наземных занятий: учатся чувствовать крыло. Потом совершают небольшие подлетики на высоту 1–2 метра над землей, постепенно переходя к самостоятельным парящим полетам по несколько часов.

Длительность обучения зависит от индивидуальных особенностей новичка: есть те, кто легко и быстро осваивает аппарат, а есть такие, кому крыло поддаваться не хочет. Хотя при хороших метеоусловиях стать парапланеристом можно месяца за полтора, но из-за сибирских морозов процесс обучения затягивается на всю зиму.

Для парапланериста шлем и перчатки – обязательные атрибуты. Шлем защищает голову, а перчатки предохранят пальцы от ожога о стропы. Одежда воздухоплавателя должна быть теплой: каждые100 м– минус один градус. Под облаками весной температура может опускаться ниже нуля

Привидение с мотором

В мире парапланерного спорта существуют две разновидности полетов – моторные и свободные. При моторном полете дальность и качество полета зависит от технических характеристик и запаса топлива. На таком агрегате по ветру можно улететь очень далеко. А вот в свободном полете все зависит от мастерства и умений отдельно взятого пилота.

Моторными называют полеты на паратрайке – двухместной тележке для пилота и пассажира, у которой сзади располагается мотор с винтом. Стартует паратрайк с колес, запаса хода у машины с полным бензобаком хватает на 3–4 часа. Балансировочная скорость – около55 км, при этом у паратрайка управляется крыло, а не телега.

Андрей говорит, что если за расходные материалы брать только бензин, то полеты на паратрайке недороги. Но если учесть амортизацию летательного аппарата, то сумма набегает приличная. Только одна телега стоит около 400 тыс. рублей плюс еще сотня тысяч на крыло.

Свободные полеты осуществляются без дополнительных технических средств – летают в подвесной системе, которая крепится к параплану с помощью строп. В этой подвесной системе есть удобное кресло, в котором пилот располагается полулежа. Обычно спортсмен стартует со склона. Если место равнинное, то парапланериста затаскивают наверх при помощи лебедки.

Воздухоплавание стоит дорого, однако парапланеризм наиболее доступный и дешевый вид полетов. Новый параплан стоит от 65 тыс. рублей. Но в эту базовую комплектацию входит только крыло. Подвесная система и запасной парашют приобретаются отдельно.

—        По технике безопасности для полетов на высоту более100 мобязательна запаска, то есть парашют, – объясняет Андрей, – хотя он может сработать и на относительно небольшой высоте, поэтому лучше всегда иметь его под рукой. К тому же вмонтированный в сиденье парашют совершенно не мешает при полете, но в экстренном случае дотянуться до ручки сбоку не составит труда.

В среднем парапланерист в свободном полете преодолевает около65 км. Мировой рекорд  зафиксирован на отметке500 км, а рекорд Томской области –64 км. Если учитывать наши условия для полетов, то результат неплохой.

Параплан (ПАРАшют ПЛАНирующий) – безмоторный сверхлёгкий пилотируемый летательный аппарат, планер с мягким двухоболочковым крылом, которое надувается через воздухозаборники набегающим потоком воздуха.

Соревнования

Парапланеристы летают не только для собственного удовольствия – они участвуют в соревнованиях. Состязаются  по трем дисциплинам.

Кросскантри – самый массовый вид. Суть соревнования: быстрее всех пройти заданный по определенным точкам маршрут. Сейчас сборная России находится на чемпионате Европы во Франции.

Аэробатика – выполнение фигур высшего пилотажа в свободном полете на параплане. Спортсмены «падают» свою программу со скалы  над озером. В России почти не развита.

Посадка на точность – нужно приземлиться строго в заданную точку. По этой дисциплине проводятся чемпионаты Европы и мира. Летают на точность и томские парапланеристы в Лагерном саду.

Группа воздухоплавателей «Вконтакте»: http://vk.com/id2610481#/club37633632

Спортивный интерес — не забыть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =