Полет во времени

Статей на сайте: 16296

45 международных российских аэропортов, в том числе и наш, томский, будут названы именами выдающихся соотечественников в рамках общенационального проекта «Великие имена России». А знаем ли мы историю томского аэропорта?

 

Так случилось, что мой нынешний летний маршрут пролег через порты Томск – Шереметьево – Стокгольм-Арланда – Шереметьево – Платов – Ростов-на-Дону – Томск. И буквально за две недели как в калейдоскопе промелькнули воздушные гавани самого разного достоинства. Не зря говорят, что все познается в сравнении.

Европейский Арланда пора­зил не то что размахом, но, скорее, своей «начинкой». В здании аэровокзала такое количество всевозможных кафе, ресторанчиков, магазинов, забитых битком народом, что возникает ощущение, будто посетители и не собираются никуда лететь, а прибыли сюда, чтобы исключительно пообщаться. Наш Шереметьево, особенно его терминал В, обновленный к чемпионату мира, выглядел как-то особенно богато и помпезно, хотя отделан в стиле хай-тэк. И на его фоне абсолютно новый Платов, построенный с размахом, в чистом поле, но пока еще «недооформленный», выглядит как просторная квартира, в которой пока нет никакой мебели. И тут невольно вспоминаешь свой родной, томский аэропорт. Небольшой в сравнении с этими гигантами, не претендующий на соперничество с европейскими звездами, но со своим достоинством, колоритом, особой любовью к городу и людям, живущим в нем. Как многое переменилось за последние годы в самом богашевском аэропорту!

Каждый, прибывая самолетом на новое место, видимо, пытается запечатлеть те первые картины, которые открываются из окна иллюминатора при посадке лайнера. И что можно было увидеть 40 лет назад? Узкая посадочная полоса в окружении леса, два-три Ан-2 на приколе возле ангара и небольшое приземистое здание, на фронтоне которого вывеска «Аэропорт Богашево». И чувство сомнения: «А стоило ли сюда стремиться?» Это потом, когда будут освоены все районные аэродромы, которых тогда было много, возвращение в главный, томский аэропорт было сродни прибытию домой, в теплый семейный очаг, где тебя ждут и где тебе рады. А рассказы старожилов о том, что еще недавно этого аэропорта вообще не было, воспринимались с недоумением. А что же было?

Город-транзит

А был аэропорт на Каштаке, на месте нынешнего жилого микрорайона, что трудно сегодня представить, но эта часть города считалась окраиной. И у него своя история, связанная с развитием и становлением Томской области. До ее образования в 1944 году, когда Томск и Нарымский округ входили в Западно-Сибирский край, основная авиационная база находилась в Новосибирске. Самолеты летали по маршрутам Новосибирск – Колпашево, Кемерово – Колпашево. Томск служил промежуточной площадкой, необходимой для дозаправки транзитных По-2.

После образования Томской области решением облисполкома посадочная площадка в Томске была преобразована в аэропорт. Парк авиаотряда состоял из трех самолетов По-2. Первым начальником аэропорта назначили Ивана Андреевича Лысова. Спустя год авиазвено было преобразовано в авиационное подразделение, а количество самолетов По-2, базирующихся в Томске, выросло до 12 единиц.

А в 1967 году началась новая страница истории, связанная с открытием аэропорта в Богашеве.

– Это был масштабный проект, – вспоминает непосредственный участник строительства, в ту пору руководитель одного из подразделений «Химстроя», а ныне председатель городского Совета старейшин Анатолий Чемерис. – Его осуществлению во многом способствовал тогдашний первый секретарь обкома партии Егор Лигачев. Взлетно-посадочная полоса, здание аэровокзала были построены в короткое время. Это открывало новые возможности не только для пассажирских авиаперевозок, но и для развития нефтяного Севера.

6 ноября 1967 года самолет Ил-18 выполнил технический рейс по маршруту Новосибирск – Томск – Москва, и положил начало регулярным рейсам. А спустя три года в связи с массовым освоением нефтяных месторождений начались грузовые перевозки на Ан-26 в Стрежевой.

А дальше как в калейдоскопе… 1972 год – в Колпашево и Стрежевой можно уже летать не на холодных и неудобных Ан-2, а на комфортабельных Ан-24. Через три года и их меняют на более современные Як-40. Еще через год томский авиаотряд получает собственные самолеты Ан-26. А в 1977 году после реконструкции взлетно-посадочной полосы (ее удлинили на 500 метров) аэропорт стал принимать Ту-154 и Ту-134. Это уже был прорыв! Если летишь транзитом, то нужно делать не две пересадки – через Москву и Новосибирск, а только одну – через столицу. Страна стала ближе!

Наш Томск вошел в число 45 российских городов – участников национального проекта. Аэропорту Богашево будет присвоено имя одного из известных людей, прославивших город, и это имя выберут сами томичи. Выбор непростой, поскольку история Томска насчитывает не один век. У нас есть имена, которые известны всему миру. Например, Дмитрий Менделеев, основатель первого за Уралом Императорского Томского университета, 140-летие которого мы отмечаем в этом году, первый гражданский командир космического корабля Николай Рукавишников, знаменитый авиа­конструктор, создатель вертолетов Николай Камов и многие-многие другие. Каким бы ни был выбор жителей Томской области, убежден, что он будет достойным. Томску, как и другим городам России, есть кем гордиться. У нашего города и у нашей страны богатая история, эту историю создавали и создают великие люди. И сегодня мы имеем возможность выразить признательность этим людям, дав их имена воздушным гаваням.

Сергей Жвачкин,
губернатор Томской области

Выходим из пике

К сожалению, лихие 90-е не обошли стороной и Томск. Объемы перевозок упали, число пассажиров многократно снизилось. Но нет худа без добра. Близилось 400-летие Томска, и под эту юбилейную дату появилась идея добиться придания аэропорту международного статуса. Ее продвижение началось в 2000-х годах в рамках подготовки к празднованию 400-летия. Размах был широкий – к 2004 году построить международный терминал, но этому не суждено было сбыться: реально постановление правительства появилось в 2010 году, а первые полеты за границу начались в 2013 году. Губернатор Сергей Жвачкин открыл новый международный аэропорт после большой реконструкции, проведенной Томской домостроительной компанией.

ТДСК не только реконструировала основное здание, увеличив его площадь в 2,5 раза, но и построила новое производственно-административное помещение. Аэропорт обустроил привокзальную площадь.

Все, что достигнуто в последнее пятилетие, – новейшая история, позволившая наш некогда провинциальный региональный аэропорт поставить в один ряд с самыми современными воздушными гаванями. Комфорт и уют в самом здании аэровокзала, продуманная логистика, даже рекламная продукция и наши бренды представлены со вкусом. Улететь в столицу можно не одним, а пятью рейсами. Открыт пункт пропуска через государственную границу. Теперь сел в самолет в Богашеве, а вышел в Паттайе, Пхукете, Анталье, Санье, Камрани… География международных рейсов расширяется, а заодно ближе становятся и многие внутрироссийские города – прямое сообщение открыто с Казанью, Екатеринбургом, Симферополем, многими другими. Десять отечественных авиакомпаний сотрудничают с аэропортом Богашево.

Быть среди лучших

Развитие аэропорта Богашево идет на таких скоростях, что он не случайно включен в список ведущих 45 международных воздушных портов в стране, которым будут присвоены имена великих соотечественников. Если в 2007 году пропускная способность аэропорта составила всего 294 тыс. пассажиров, то в 2017-м – уже 628 тыс. человек. Томский аэропорт был седьмым в стране, получившим сертификат по международному стандарту ISO 14001:2004.1:2008. И не случайно стал лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент». А это значит, что летать из Томска и комфортно, и безопасно. И такой аэропорт заслуживает носить имя достойного томича.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы прямых рейсов в нужные нам города было больше, чтобы на бесплатной парковке хватало места всем, чтобы активней развивалась местная авиация. Тем более что этого требует губернатор Сергей Жвачкин. «Конечно, аэропорт должен быть удобным для всех – и для пассажиров, и для тех, кто встречает и провожает близких. Предусмотрите больше места не только для машин, но и для пешеходов», – поручил он своим подчиненным.

Зная требовательность губернатора, так и будет. Директор аэропорта Роман Фроленко сообщил, что для удобства пассажиров административные и вокзальные объекты увеличатся еще на 5 тыс. кв. м, в 2019 году будет построена новая парковка. А на обновленном фасаде томского аэропорта появится имя знаменитого томича, которое жители региона выберут сами. Так что добро пожаловать, гости, в наш гостеприимный Томск!

 

МНЕНИЯ

Космос как предчувствие

Томичи продолжают обсуждать акцию ­«Великие имена России» и предлагать свои кандидатуры для названия томского аэропорта

 

Между землей и небом

Сергей Фетюхин, пенсионер

– Акцию «Великие имена России» воспринял с большим интересом и для себя после некоторых раздумий решил, что человек, именем которого назовут томский аэропорт, должен иметь отношение к космосу. Аэропорт, небо, летательные аппараты…

Сам я всю свою жизнь связал и с космосом, и с Томской областью. После окончания Казанского авиационного института получил направление в Колпашево, в воинскую часть № 4174 УС, где базировался командно-измерительный комплекс космических сил № 12. Он предназначен для связи и управления различными космическими аппаратами, как спутниками и аппаратами дальнего космоса, так и орбитальными станциями. Отслужив положенный срок, остался в этой части. Начинал с инженера, затем служил начальником отделения. У нас была необычайно интересная работа! Наш пункт слежения непосредственно обеспечивал неразрывную связь с космическими кораблями и космонавтами. То есть мы следили за тем, чтобы переговоры космонавтов с пунктом управления полетами осуществлялись без каких-либо сбоев. И, конечно, все эти переговоры слушали.

Представьте, какое было ощущение у наших специалистов, когда 12 апреля 1961 года, в то время когда корабль «Восток-1» оказался в зоне видимости, можно было четко услышать голос первого космонавта Юрия Гагарина: «Земля» – «Небо», «Земля» – «Небо», чувствую себя нормально». Наша часть не только обеспечивала надежную связь космонавтам, но и принимала их в гости.

Следили мы и за полетами нашего земляка дважды Героя Советского Союза Николая Рукавишникова. Его драматическую историю посадки корабля в ручном режиме во время случившейся в космосе нештатной ситуации знают во всем мире. Его мужество оценено по достоинству. И мы, жители области, особенно гордимся тем, что этот человек, наш земляк, так прославил город. Ему установлен памятник у Белого озера, и это замечательно, но будет справедливым, если его именем еще и назовут наш аэропорт Богашево.

И еще для меня очень ценно мнение бывшего секретаря Томского обкома партии Егора Лигачева, который высказался в пользу Николая Рукавишникова. Я присоединяюсь к этому мнению.

 

Миссия благородства

Наталья Кондратьева, невролог больницы № 2 Томска, заслуженный врач Российской Федерации

– Я – за Дмитрия Яблокова! Это Доктор с большой буквы. Много прославленных имен есть в томской медицине – это и Викентий Пекарский, и Андрей Савиных, и Сергей Карпов, и многие другие, и все-таки Дмитрий Яблоков выделяется особо. Это идеал врача, пример для подражания многим.

Помню, как мы, студенты второго и третьего курсов Томского мединститута, торопились на его лекции, старались не пропустить ни одной. Он входил в аудиторию, и мы замирали. На улице мороз, а он неизменно в лаковых туфлях, в безупречно чистом и отглаженном халате, аккуратный, подтянутый и необыкновенно предупредительный и вежливый. И удивительно скромный. Интеллигент! Ко всем обращался только по имени-отчеству. Не знаю, он или не он ввел такой порядок, но эта традиция в институте существовала. Представьте, я поступила в 16 лет, и уже с первого курса меня называли Натальей Алексеевной. Так нас приучали к уважительному отношению к пациентам. И вот начиналась лекция, это был какой-то полет в неизведанное, постижение истин, которые хотелось запомнить на всю жизнь.

Он был необыкновенным клиницистом, многое сделал для становления факультетской терапии. При этом обладал блестящими организаторскими способностями. Дмитрий Дмитриевич достоин увековечения его памяти в названии томского аэропорта. Он и после смерти достойно несет свою миссию преданно служить людям, оставаясь в памяти тех, кто его знал, и напоминая о главных человеческих ценностях нынешнему поколению.

 

Неоконченный роман

Наталья Морокова, архивист, историк

– Давайте отдадим дань уважения и признательности нашему известному томскому писателю Георгию Маркову, чье имя вписано в анналы российской классики. Он ведь исконно наш, доморощенный, здесь родился, здесь прошло его становление. Георгий Мокеевич дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, награжден другими многочисленными наградами. Не это ли признание его заслуг! Его роман «Строговы» известен далеко за пределами нашей области, переведен на многие языки мира. Талантливое эпическое полотно по достоинству оценено читателями. Но, наверное, не все знают, что у него много исторических документов, которые еще подлежат изучению. А это и есть мостик к сердцам и умам будущих поколений.

 

 

Материалы полосы подготовила
Нина Губская

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

82 + = 84