Познавательная экскурсия во времени и пространстве

Татьяна Трошина

музей003

Лидия Воронова
Лидия Воронова

Градирни, турбины, генераторы, бойлеры… Непосвященному человеку сложно разобраться даже в профессиональной терминологии энергетиков, а уж о технологии получения тепла и света и говорить не приходится: без специальных знаний ничего не поймешь. Но если выкроить время и заглянуть в музей истории томской энергетики, где вас встретит любезнейшая заведующая, она же председатель совета ветеранов ГРЭС-2 Лидия Воронова, то некоторое просветление мозгов у вас наступит. Как минимум Лидия Михайловна популярно объяснит, чем градирня отличается от турбины и как кинетическая энергия превращается в электрическую, а как максимум заразит своим уважением к особой касте людей, вырабатывающих для города тепло и свет. Автор данного материла так и поступила и настолько впечатлилась рассказом экскурсовода, что отныне, проходя мимо территории ГРЭС-2, готова всякий раз снимать шляпу в знак почтения к представителям такой сложной, ответственной и очень нужной отрасли, как энергетика.

Ах, война…

– Когда началась Великая Оте-чественная война, в Томск были эвакуированы 38 оборонных заводов, всевозможные организации, учреждения, – начинает экскурс в 70-летнюю историю ГРЭС-2 Лидия Воронова. – Электроэнергии катастрофически не хватало. В 1942 году мощность томской энергетики составляла 11 тыс. киловатт. Это было ничтожно мало. Заводы выкручивались как могли, например, строили энергопоезда. Наконец, Госкомитет обороны утвердил приказ о строительстве в Томске новой электростанции. В разгар войны, в мае 1943 года, началось строительство. Электростанцию нужно было возвести на пустом месте, где располагались сначала свалка, а затем картофельные участки, фактически на окраине города. Ничего кроме жилых бараков, которые строились вместе со станцией, здесь не было. Сооружать электростанцию помогал весь город. Регулярно проводились субботники с участием большого количества служащих и студентов. Нужно было рыть котлованы под фундамент турбины глубиной пять – семь метров. И все это вручную, лопатами. На первом субботнике за первые шесть часов работы было вывезено на тачках 500 кубометров земли!

Первым директором станции назначили полковника Андрея Волошинова. У нас, к сожалению, нет его фотографии. Он подготовил станцию к запуску, и его командировали в Маньчжурию за трофейным оборудованием. Дальше его следы теряются, наши запросы в архивы результата не дали. Запускали станцию в эксплуатацию при директоре Золотухине. 28 мая 1945 года сделали это без всякой помпы и разрезания ленточки.

Выросли на станции

– Из тех ветеранов, которые трудились с самого начала эксплуатации станции, сегодня осталось четверо: Людмила Девяшина (Невская), машинист турбины, Бронислава Сиреж, первая дежурная главного щита управления, супруги Нина и Павел Давыдовы, она – сотрудница химцеха, он – машинист котельного цеха. Нина и Павел познакомились на производстве, их трепетными взаимоотношениями любовался весь коллектив: если она работала в вечернюю смену, он в 12 ночи встречал ее на проходной и провожал до дома. На предприятии ветеранов не забывают, поздравляют с праздниками, юбилеями, информация о каждом из них размещена в нашем музее. Вот мы, например, знали, что первым комсоргом станции была Невская, а кто это такая, понятия не имели. Однажды проводили встречу в музее, присутствовала на ней и Людмила Девяшина. Зашла речь о комсорге Невской, я посетовала, что не можем найти этого человека. «Так это же я», – тихо сказала Людмила Девяшина. Мы дружно расхохотались. Маленькая, скромная – и вдруг боевой комсорг! Я нашла интересный приказ, связанный с ней.

Июль 1945 года. Люда работала помощником машиниста турбины и наводила порядок на своем рабочем месте. Подмела, мусор собрала в кучку и шмыгнула с ним под проволоку, которая ограждала территорию. Бросила мусор в положенное место и как мышка юркнула назад. А на следующий день вышел приказ о том, что ей объявлен строгий выговор. Как указывал директор, Девяшина нарушила все правила техники безопасности и могла быть расстреляна вооруженной охраной: объект-то стратегический, особо охраняемый. Так что 17-летней девчонке крупно повезло: осталась в живых.

Вслед за отцами

По словам Лидии Вороновой, на предприятии сложилось много уважаемых трудовых династий. Самая многочисленная из них (275 лет общего стажа на ГРЭС-2!) Жирненко – Жильцовых насчитывает десять человек. Ее основоположник, Сергей Жирненко, начал работать в 1943 году с самых первых дней строительства станции, за ним пришли два его брата и сестра, затем их дети. Династия Старковых (125 лет стажа) представлена пятью родственниками. Основатель династии, Николай Старков, участник войны и единственный в томской энергосистеме Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Сейчас на станции работают его сын и внук. Очень много примеров, когда сыновья идут по стопам отцов. Так, вслед за отцом пришли в котельный цех братья Федосовы, Алеевы, Климовы.

В таком сыновнем уважении к делу родителей нет ничего удивительного: в семьях энергетиков принято обсуждать производственные дела, с гордостью говорить о достижениях, с болью – о проблемах. Семья проникается жизнью предприятия, возникает ощущение причастности к общему делу. Эстафета преданности ГРЭС-2 передается из поколения в поколение, традиции полной самоотдачи работе, заложенные 70 лет назад, сохраняются и сегодня.

Лидеры ведут за собой

После войны томским заводам надо было развиваться, однако энергомощностей в городе по-прежнему не хватало. Значит, надо было развиваться самой электростанции. Эту задачу коллектив успешно решал под руководством своих лидеров. Так, при директоре А.П. Мосине, которого за деловую хватку называли хозяином, за короткий срок были установлены пять котлов и пять турбогенераторов. При директоре Н.А. Вяткине и главном инженере Б.Я. Вайсблате турбины были переведены с угля на газ, что значительно улучшило экологическую ситуацию в прилегающих микрорайонах. За право перейти на газ тогда соревновались Кемеровская и Томская области, но Николай Вяткин сумел настроить коллектив на победу. Когда московская комиссия приехала, то пришла в изумление, что за такой короткий срок томичи очень профессионально подготовились к работе на газе. При директоре ГРЭС-2 В.Д. Кулешове построили самую большую турбину – № 8. Это позволило в полтора раза увеличить мощность станции. В работе тоже участвовал весь коллектив. Главный инженер подрядной монтажной организации признавался, что впервые видит, чтобы эксплуатационники так активно переживали за пуск оборудования и принимали участие в его монтаже. Это был тяжелый период 1990-х, когда не было денег, а только сложные схемы взаимозачетов, например, некоторые части турбины энергетики получали в обмен на полипропилен. При директоре П.В. Новике была построена турбина № 2 на месте старой, японской, реконструированы градирни.

Удивительно, но какими бы трудными ни были времена, энергетики всегда с честью выполняли свою задачу – вырабатывали для Томска свет и тепло. За всю историю существования станции здесь не допустили ни одного серьезного ЧП, как это случалось на Дальнем Востоке и Алтае.

В чем секрет надежности томской энергосистемы? Наверное, в том, что в коллективе каждый сотрудник независимо от занимаемой должности воспринимает общее дело как свое личное. Вот и вчера, в юбилейный для ГРЭС-2 день, бригады энергетиков несли рабочую вахту у турбин и котлов. Праздник праздником, а производство не остановишь. Ни на минуту.

Вехи истории

  • 5 мая 1943 года – начало строительства ГРЭС-2.
  • 28 мая 1945 года – ГРЭС-2 вступила в строй действующих электростанций.
  • 1953 год – переход на оборудование с высокими параметрами.
  • 1960 – год окончания расширения станции.
  • 1963 год – ГРЭС-2 вошла в объединенную энергетическую систему (ЕЭС).
  • 1965–1976 годЫ – перевод ГРЭС-2 на теплофикационный режим.
  • 1981 год – с вводом магистрального газопровода Нижневартовск – Парабель – Кузбасс ГРЭС-2 переведена на экологически чистое топливо – природный газ.
  • 1985 год – начало осуществления программы реконструкции и модернизации ГРЭС-2.
  • 1997 год – ввод в эксплуатацию самого мощного на Томской ГРЭС-2 турбогенератора мощностью 110 МВт.
  • 2009 год – на месте старой турбины смонтирован и введен в эксплуатацию турбогенератор № 2 мощностью 50 МВт.
  • Настоящее время – на ГРЭС-2 действуют шесть турбин и десять котлоагрегатов.

 

ДавыдовПавел Давыдов своими квалифицированными действиями не раз выручал котельный цех во время сложных ситуаций. Награжден орденом Трудового Красного Знамени

ДавыдоваНина Давыдова пришла на станцию 15-летней девчонкой. Она часто вспоминает, как вручную мыла гравий в вед-рах и сушила его на печке

ДевяшинаТа самая Людмила Девяшина, которой объявили строгача за нарушение техники безопасности. Самоотверженным трудом она загладила свою вину

СирежБронислава Сиреж признается: «Я счастлива, что работала на таком замечательном предприятии и в таком дружном коллективе»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 13 =