Предприниматели и экологи прицениваются к нововведению, касающемуся большегрузного транспорта

С 2012 года компании, использующие для перевозок грузов большегрузный и крупногабаритный транспорт (с нагрузкой на ось 6 тонн и более), обязаны возмещать вред, причиняемый дорожному полотну. Мэрия посчитала: нововведение за год пополнит казну минимум на 6 млн рублей, которые город потратит на латание дорожных дыр. Предприниматели, которые завозят или вывозят из Томска товары фурами, подсчитывают свои внезапно возросшие расходы и размышляют о том, как минимизировать издержки. Экологи объясняют: существенного влияния на экологию нововведение не окажет.

 

«Три вместо одной»

Даниил Петров, директор по логистике ГК «Лама»:

– Идея вывести из города большегрузный транспорт правильная. Но ее реализация уже вызывает вопросы. Не сомневаюсь, что в результате вместо одной 20-тонной машины в город поедут от четырех до семи 5-тонных или 3-тонных грузовиков, для них покупать пропуска не требуется. Соответственно, резко увеличится плотность движения, что, в свою очередь, приведет к еще большим пробкам и загазованности.

Впрочем, если учесть, что за пределами города пока нет ни одного логистического объекта, способного оперативно обрабатывать крупные грузопотоки, за прохождение машин-тяжеловесов по магистралям Томска компаниям все-таки предстоит платить.

И эти издержки существенны. К примеру, в результате нововведения увеличение прямых затрат ГК «Лама» на товарооборот составит не менее 5–7 млн рублей в месяц. При этом мы в прошлом году завершили проект по созданию собственного современного распределительного центра на ул. Кулагина. Теперь целесообразность этого проекта померкла.

«Хуже быть не должно»

Галина Мершина, заместитель начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды:

– Не соглашусь с теми предпринимателями, кто утверждает, что, если вместо большегрузов по городу поедет большее количество менее габаритного транспорта, это негативно скажется на качестве атмосферного воздуха.

Наши расчеты показывают: малогабаритный транспорт более экологичен. Во внимание берем вещество второго класса опасности диоксид азота, которое попадает в атмосферу с выхлопными газами. Так вот, малогабаритный транспорт (до 5 т) выбрасывает в атмосферу 0,01 г диоксида азота в секунду, а большегрузы (массой 16 т и выше) в пять раз больше. Так что если в город вместо одного тяжеловеса поедут три-четыре малогабаритные машины, то хуже быть не должно. Учитывая нововведение, мы будем мониторить ситуацию более тщательно: Томску важно не потерять те позиции, к которым областной центр наконец-то в 2011 году приблизился. Индекс загрязненности атмосферного воздуха составил 7,75, а показатель «7» считается благоприятным. Напомню, в 2007 году индекс загрязненности в Томске составлял 15,48 (с индексом «14» атмосферный воздух города признается грязным). Нам удалось переломить ситуацию: предприятия выполнили предписания экологов, организации, к примеру САХ, в парке которых много техники, перешли на газ, закупили небольшие трактора, выбросы от которых меньше. На газомоторное топливо активно стали переходить пассажироперевозчики.

Пытаясь улучшить экологическую обстановку, мы в основном использовали административные меры. Но регулировать и перенаправлять автомобильные потоки не в наших силах. Это задача власти, которая может корректировать транспортные коридоры, разгружать магистрали, прежде всего строя объездные дороги. (Кстати, по сравнению с регионами-соседями, где есть по три-четыре объездных кольца, в Томске пытаются построить лишь первый пояс: новый мост есть, но еще нет левобережной дороги.)

Осуществив эти мероприятия, можно требовать, чтобы большегрузы не заходили в Томск.

Пока же город думает не только об экологии: обнародовав, что борется с проблемой крупнотоннажной техники, на самом деле в первую очередь пытается решить проблему с нехваткой бюджетных средств на ремонт дорог.

Экологи говорят: малогабаритный транспорт более экологичен, чем фуры. Даже если число небольших машин увеличится и, следовательно, количество залповых выбросов (при запуске двигателя, повышенных его оборотах, торможении) возрастет, концентрация опасных веществ в воздухе не станет выше

Бесплатно по томским дорогам теперь будет ездить транспорт с допустимой нагрузкой на ось 6 тонн. При превышении этого показателя на 1–5 тонн плата в счет возмещения вреда составит 240 рублей за каждые 100 км пути. От 10 до 15 тонн – 550 рублей за каждые 100 км. При этом владельцу авто предстоит оплатить госпошлину в размере 1 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + тринадцать =