В редакцию «Томских новостей» обратились председатели ряда ТСЖ: «Поставщик тепла ТГК-11 предлагает нам подписать договоры с драконовскими условиями, с которыми мы категорически не согласны, но нам просто выкручивают руки. Убрать пункты, ущемляющие интересы потребителей, энергетики не соглашаются, не подписать договор мы тоже не можем – надо тепло в дома подавать…»
Предъявленный в подтверждение слов проект выглядит презабавно: обязанности абонента в нем перечислены на вдвое большей площади, чем обязанности энергоснабжающей организации, а права – с точностью до наоборот.
– Некоторые пункты здесь противоречат здравому смыслу и логике правоотношений двух хозяйствующих субъектов, некоторые – действующему законодательству, – вынес свой вердикт юрист Владимир Фурсин, не первый год отстаивающий интересы потребителей коммунальных услуг в судах. – Подписание подобного договора без изменений и дополнений может быть катастрофичным для товарищества, кооператива, коммерсанта – потребителя, одним словом.
Каждый договор индивидуален, и эта индивидуальность напрямую зависит от умения руководства ТСЖ «бодаться» с энергетиками.
Владимир Шиян, председатель ТСЖ «Уют», листает «неудобный» документ:
– Этого пункта у нас, слава Богу, нет, этого тоже… В результате долгих юридических препирательств мы платим ТГК-11 по утвержденному тарифу с учетом температуры наружного воздуха – и никаких штрафов. А вот если бы я подписал договор в предложенном мне варианте, платежи ТСЖ могли вырасти кратно, – уверен Владимир Васильевич.
«Уюту» (так же как и многим другим ТСЖ Томска сейчас) в свое время ТГК-11 пыталась навязать пункты про недобор и перебор тепловой энергии (расчетная нагрузка закладывается в договор, и если вы тепла недобрали, все равно платите заранее оговоренную сумму, а если перебрали – пятикратный тариф).
– Но, согласитесь: между прогнозным расчетом и жизнью бывает разница, – говорит Шиян. – Предстоящие октябрь и ноябрь могут радовать как теплом и солнышком, так и морозцем с метелями…
Но главное – перебор тепла может случиться вовсе не потому, что товарищество расточительно, а потому, что поставщик не выдержит температурный график.
– Ведь у меня нет никакого механизма регулирования подачи теплоносителя! То есть ТГК необоснованно «поддаст жару», а платить нам?
Кто за что ответит?
– Если председатель подпишет пункт 2.2.1, штрафовать ТСЖ можно будет по любому поводу,– продолжает штудировать договор Владимир Шиян. – Например, вполне можно оценить как расточительство открытую дверь в подъезд во время заноса вещей грузчиками… Или вот пункт про загрязнение сетевой воды: как я могу ее загрязнить при закрытой системе тепловодоснабжения? У нас в узлах управления стоят так называемые грязевики, в которых накапливается осадок с поступающей от энергоснабжающей организации (ЭСО) воды, так чего мы там только не находим: песок, щепки, окалину, перчатки даже… Но это же вода, приходящая к нам по ИХ сетям! Я уже не говорю про описанный здесь расчетный способ учета (пресловутый балансовый метод) при выходе из строя счетчика – многие специалисты считают его незаконным.
Зато с себя поставщик тепла максимально снимает ответственность: температуру теплоносителя гарантирует не на вводе в дом, а… на собственном источнике тепла. Разрешает себе отклоняться в параметрах сетевой воды, к примеру, из-за паводка или недостатка топлива на своих же источниках.
Но главное – энергосбытовик оговаривает за собой право «не производить подачу теплоносителя» или «прекращать отпуск теплоэнергии» в целом ряде случаев. В числе которых – наличие абонентской задолженности.
Одни обязательства, а рычагов никаких
СКАЗАНО
Чингис Цыренжапов: «Еще одно осеннее обострение»
– Ситуация, в общем-то, не новая, повторяющаяся, с периодическими обострениями. Еще в 2009 году областная власть создала некую рекомендательную форму договора, учитывающую интересы потребителей-ТСЖ. Но энерго-снабженцы тогда сказали: «А зачем ваша форма? У нас своя есть, составленная головной организацией. Кто недоволен – пусть едет туда и разбирается…»
Для ТСЖ должники – особая головная боль. В отличие от управляющих компаний, которые отказались аккумулировать платежи и рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией (РСО) (их жильцы платят напрямую поставщику), ТСЖ сделать этого не смогли и вынуждены нести коллективную ответственность, то есть платить за недобросовестных соседей.
– ТСЖ многие годы просят устранить дискриминацию, но ТГК-11 не соглашается. Потому что у УК есть лобби, и за ними много домов, а у ТСЖ нет – и один дом, – поясняет руководитель лаборатории экономико-правовых исследований в сфере ЖКХ Чингис Цыренжапов. – РСО поставляет услугу исполнителю – ТСЖ, на этом участке действуют одни правила, регулирующие взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов – юрлиц, а отношения между ТСЖ и потребителями регулируются по-другому. В итоге за ТСЖ – сплошные обязательства и никаких рычагов. Надо стремиться к разумному балансу интересов – на это свойство договора настраивает постановление Правительства РФ № 124.
Товарищи, объединяйтесь!
Устранение дискриминационного деления жителей города на тэсэжэшников и укашников – задачка для проходящей сейчас регистрацию саморегулируемой организации (СРО) томских ТСЖ.
– В городе около 600 ТСЖ и ЖСК, половина – активно работающие, за ними около 1 тыс. домов, – поясняет возглавивший новую СРО Владимир Шиян. – Когда ТСЖ объединятся и мы будем представлять уже не единицы, а сотни домов, взаимоотношения со снабжающими организациями станут другими. Ведь мы будем уже представлять 20% жилого фонда Томска и, соответственно, 20% выручки коммунальщиков. Ни за одной УК столько домов не стоит. Мы превратимся в самого крупного игрока на рынке.
Когда УК и ТСЖ заработают в одном правовом поле, многие проблемы уйдут сами собой, уверен руководитель СРО.
P.S. Пока верстался номер, в редакцию позвонил один из поднявших тему председателей ТСЖ.
– Получил согласование от ТГК-11, – невесело сообщил он. – Из по-настоящему важных для нас пунктов они согласились убрать лишь штрафы за перебор тепла. Остальное осталось…
«ТН» направили свои вопросы относительно содержания договоров в ТГК-11. Ответ пока не получен.
Владимир Шиян:
– Монополист – это всегда плохо, а монополист по имени ТГК-11 – одна из главных наших проблем, с ее стороны политика очень жесткая. Выкручивание рук – вот как я это называю.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Что делать?
Советы от Владимира Фурсина
1. Не подписывайте никаких документов, пока в чем-то сомневаетесь.
2. Чтобы отстоять свои интересы при заключении договора, необходимо:
а) составить протокол разногласий, направить его в ТГК. У меня такой протокол, как правило, содержит 30-40 пунктов. Самые спорные: чтобы температуру поддерживали не на источнике, а на границе балансовой принадлежности, осуществление качественного регулирования отпуска в соответствии с законодательством;
б) получив от ЭСО протокол согласований, можно садиться за стол переговоров. Большую часть пунктов они согласуют, останутся три-пять, но важных, касающихся порядка начисления, отключения, точек присоединения;
в) с этими пунктами надо идти в суд. Обратите внимание: сроки ограничены!
3. В своих договорах энерго-сбытовики ссылаются на некоторые законы, утратившие силу (например, 38-ФЗ) и не приводят действующие нормативы (постановления Правительства РФ
№ 124, 354, 808 и др). Хорошо, если вам удастся заменить все ссылки формулировкой «в соответствии с законодательством РФ»: если дело дойдет до суда, правота будет установлена именно по закону, а не устаревшим нормам.
4. Решений судов по поводу балансового метода немерено, но монополисту закон не писан… 354-е постановление Правительства РФ предлагает вместо расчетного способа гораздо более справедливый и гуманный по отношению к абоненту.
5. Пункты о перетопе-недотопе в договорах незаконны. По Гражданскому кодексу потребитель может потребить столько, сколько захочет.
6. Пункты, описывающие порядок отключения-подключения многоквартирника из-за долгов или иных причин, незаконны. Ограничивая подачу тепла, поставщик подпадает под уголовную статью «причинение вреда жизни и здоровью граждан». Есть и решение Верховного суда РФ о том, что тепло, даже при отсутствии договора или задолженности, ограничивать никто не имеет права (по горячей воде возможно, но только того собственника, который имеет задолженность, а не весь дом).
7. В соответствии с п. 6.5
ст. 165 Жилищного кодекса общее собрание членов ТСЖ может принять решение об оплате напрямую ресурсоснабжающим организациям (для УК – п. 7.1 той же статьи). Однако ТГК-11 часто отказывает в прямой оплате жильцам ТСЖ, где такие решения собранием приняты. Если вопрос в ЭСО не решается, обращайтесь в суд.
8. По ФЗ-35 бесхозные сети обязаны обслуживать ТГК, а не ближайший ЖСК или ТСЖ.
9. Подписанный невыгодный договор – не пожизненный крест: стороны могут, предупредив друг друга за месяц, расторгнуть его и заключить новый.
10. Лучший период для договорных споров – отопительный сезон. Перед его началом – самое рискованное время, ибо рычагов надавить на ТСЖ у ЭСО масса. А в заложниках – люди.
Адвокатские истории
Владимир Фурсин: «Проверять расчеты нужно!»
ТСЖ «Авиатор» энергетики попросили снять и перепроверить недавно прошедший поверку счетчик. Потом насчитали за «безучетный» период по 105-й методике Госстроя 267 тыс.
рублей. Разбираемся в суде. Посчитали по нормативу – вышло 68,8 тыс. Но при этом у двух пятиэтажек-близнецов норматив отличался почти на треть. Опять разбираемся. Пересчитали. По новому решению суда вышло, что не «Авиатор», а ЭСО должна «Авиатору» 150 тыс.
Одному коммерсанту за июль 2011 года за горячую воду насчитали больше, чем за отопление и горячую воду, вместе взятые, в январе и феврале 2012-го. А когда в суде разобрались, выяснилось, что доверитель на тот момент уже переплатил 60 тыс. рублей.
Но я выявляю только единичные случаи тех, кто ко мне обращается. А теперь представьте масштабы этих обсчетов по городу. Вывод: ВСЕ расчеты ЭСО нужно тщательно перепроверять.