Прощайте, бензоколонки. Как томский ученый решил проблему электромобилей

Евдокия Шеламова

Фото: Вероника Белецкая

Шкарупо
Пока Семен не может купить электромобиль и передвигается на собранном своими руками электроскутере

Семен Шкарупо, выпускник ТУСУРа, еще в 2011 году прославился как «ученый, извлекший электроэнергию из воздуха»: он разработал высокоэффективный источник тока, работающий за счет поглощения кислорода из окружающей среды. За три года ученый успел создать интеллектуальную систему зарядки электромобилей, открыть собственную фирму и заинтересовать своим проектом одну из крупнейших компаний-производителей бытовой техники.

Скутер на пальчиковых батарейках

Изобретать и собирать деятельный Семен начал еще в школе и в восьмом классе собрал свой первый радиоприемник. А на третьем курсе университета уже вовсю работал над уникальным кислородно-цинковым аккумулятором, который моментально привлек внимание инвесторов и прессы, ведь томский ученый сделал то, до чего никто в мире не додумался. Дальше – больше: через пару лет появилась система быстрой зарядки для электромобилей и электроциклов.

– Мне всегда было интересно, что происходит в аккумуляторе. Изучал, какие процессы протекают, как их стабилизировать, как можно ускорить процесс зарядки, – объясняет Семен. – У меня нет цели стать известным. Мне важно придумать то, от чего всем людям станет лучше.

Новая система быстрой зарядки поистине инновационная штука: не только позволяет заряжать электрокар всего за полтора часа вместо восьми, но и сама контролирует все показания, а в случае неисправности показывает, где именно случилась неполадка. Умную систему можно подключить к ноутбуку, посмотреть код и узнать, что сломалось. Помимо этого, система подзаряжается во время торможения транспорта. Емкости аккумулятора хватает на 50 километров, чего вполне достаточно, например, на дорогу от дома до работы.

– Все существующие сейчас системы зарядки, извиняюсь, дубовые, не обладающие интеллектом, – рассказывает Семен. – Система, которая сейчас популярна, выполнена из трех независимых блоков: один молотит как паровоз, второй ничего не делает, а третий… вообще не работает. В итоге несостыковки и увеличение времени зарядки. У нас же система выполнена на одном микроконтроллере, в котором заложена программа, управляющая этим устройством. То есть это одно целое.

Идея к ученому не пришла во сне и не возникла внезапно – у Семена прагматичный подход:

– Я вижу какую-либо проблему и придумываю разные способы ее решения. Порой рождаются фантастические идеи. Сделать, например, электроскутер на пальчиковых батарейках. Если они разрядятся, можно заглянуть в ближайший магазин, купить новые и дальше поехать, – улыбается Семен. – Правда некоторые идеи пока слишком опасны в реализации. Над ними надо работать и работать…

Его новая зарядная система практически готова. Немного доработать – и можно запускать в производство. В 2013 году Семен зарегистрировал компанию

«Икстроник», которая расположена в межвузовском бизнес-инкубаторе «Дружба». В компании ученый пока работает один: сам ищет инвесторов, разбирается с документами и налогами, ухит­ряется работать над проектами. Сейчас фирма занимается патентованием разработки и готовит документы на государственную программу «Старт», которая помогает малым инновационным предприятиям получить финансирование.

Космический Китай

Казалось бы, это очередное инновационное изобретение можно было бы продать крупной компании и забыть. И год назад системой активно заинтересовалась международная компания Samsung.

– Сюда, в бизнес-инкубатор, достаточно часто приезжают представители известных компаний, знакомятся с проектами инноваторов. И вот выбрали тогда четыре проекта, среди них и мой. Они достаточно досконально расспрашивали и записывали каждое мое слово. Но, как только начиналось вытягивание технических тонкостей работы, я отказывался отвечать или деликатно замалчивал ответ. Представители компании удивились, когда я сказал, что ориентируюсь на производство именно в России. Предлагали купить у меня лицензию…

– Лицензия – это такой продукт, который продал – и забудь о разработке. Заинтересованные изучат, разберутся и стащат все что можно. А чтобы лицензию сформировать, нужно выполнить достаточно большой объем работы, всю технологию прописать до тонкостей, все инструменты и материалы. Это, в принципе, занимает времени и средств столько же, сколько требуется для организации опытного производства. Я считаю, что производство проще начать, это интереснее, эффективнее, чем продать лицензию.

Первая опытная партия систем зарядки, которую Семен планирует выпустить в 2015 году, будет использоваться только в Томске, а уже потом компания собирается наладить производство по всей России и, может быть, даже по миру. Продукт занимает на рынке выгодную позицию.

– Прямых конкурентов сейчас нет, и по параметрам, на которые мы через год выйдем, их тоже не будет достаточно долгое время. У нас в стране вообще трудно выйти на рынок, потому что есть Китай, который все штампует, тамошним умельцам чихать на лицензии и патенты. С этим сложно бороться. Есть еще «китайское вранье»: они выпускают что-то, например магнитофон, и указывают на нем такие космические параметры! А наши делают такой же магнитофон, но предоставляют потребителю достоверную информацию. Покупатель приходит, смотрит: вот, здесь лучше и дешевле – и берет китайский. А у нас здесь узкая специализация – аккумуляторы, здесь врать нельзя, их легко протестировать. Да и не позволяем мы себе этого делать.

Только свои стандарты

Семен по-прежнему продолжает работать над кислородно-цинковым источником тока, который уже сейчас по своим энергетическим показателям превышает все существующие аналоги. Это по сути очень мощная батарейка, принцип работы которой невероятно прост: элемент поглощает кислород и выделяет энергию. Такая система физикам известна уже давно, но Семен один додумался изменить конструкцию так, чтобы источник можно было использовать не один раз, а заряжать многократно. Этот аккумулятор можно было бы применять и в портативной технике: ноутбуках, смартфонах, но ученый предпочел совершенствовать электротранспорт.

– Я выделил именно эту область, потому что она динамично развивается, да и проще сделать аккумулятор большой емкости, нежели маленькой, – объясняет Семен. – Допустим, в портативной электронике все параметры основаны на литий-ионовых аккумуляторах. В телефонах, например, такие. И свой аккумулятор подводить под их параметры очень сложно. Либо нужно разрабатывать свой ноутбук с моим аккумулятором, но это дольше и сложнее. А здесь электротранспорт, он только развивается, никаких стандартов пока не существует, их пока самим можно устанавливать.

И, конечно, у изобретателя есть свой электротранспорт – собственноручно собранный электроскутер. Правда ездить на нем он может только в малолюдных местах и для тестирования каких-либо деталей – нет сертификата качества.

– Если бы электромобиль стоил примерно столько же, как и обычный автомобиль, то не раздумывая купил бы, – уверенно говорит Семен.

Изобретение Семена решает одну из главных проб­лем электротранспорта – слишком долгую зарядку. Эта индустрия сейчас активно развивается по всему миру. С каждым годом объем выпуска увеличивается в три раза, но сами электрокары по своей практичности еще серьезно отстают от привычных автомобилей – заряжать электромобиль нужно почти сутки, а стоит он гораздо дороже обычной машины. Но при этом электрокары и электроциклы могут стать настоящим спасением для загрязненных городов – они гораздо экологичнее. Правда до Томска электромобили еще не добрались, но вот электроскутеров, по словам ученого, точно есть не меньше 30, а значит, спрос на его изобретение будет.

Новая система быстрой зарядки поистине инновационная штука: не только позволяет заряжать электрокар всего за полтора часа вместо восьми, но и сама контролирует все показания, а в случае неисправности показывает, где именно случилась неполадка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − одиннадцать =