Прощайте, заплатки! Инновации от северских дорожников

Татьяна Александрова

Фото: Артем Изофатов

ремонт

Второй год подряд дорожные службы ЗАТО Северск первыми в области открывают сезон большого ремонта. Нынче к «лечению» дорог они приступили уже в конце февраля. Обыватель может сколько угодно злословить по этому поводу, пока не познает сути внедряемой технологии. Экспресс-ремонт с применением холодного асфальта позволяет сразу же после схода снега еще при отрицательных температурах оперативно устранять аварийные участки, приводя дороги в удовлетворительное состояние. Дорожное полотно сохраняется как минимум до момента, когда температура разрешит сделать полноценный ремонт классическим способом. Так или иначе, к апрелю северчане уже ликвидировали дефекты дорожного покрытия на отрезке от ЦКПП до путепровода и на кольце при въезде в город. Ведутся работы на улице Калинина. В сумме по инновационной технологии будет отремонтировано 700 кв. м северских дорог.

Первым делом диагностика

Губернатор Сергей Жвачкин в этом году волевым решением выделил на ремонт дорог по области сразу полмиллиарда рублей. И попросил депутатов Законодательной думы Томской области, а также общественников и специалистов Томского государственного архитектурно-строительного университета взять на контроль качество ремонтных работ.

На прошлой неделе в первую инспекционную поездку в город атомщиков отправился ректор ТГАСУ член Общественной палаты Томской области и Общественной палаты России Виктор Власов. Рабочий визит начался с разговора в кабинете главы администрации ЗАТО Николая Диденко.

Николай Диденко
Николай Диденко

– Приступая первыми в области к ремонту дорог, мы отлично понимаем, что без мнений и оценки специалистов нам не обойтись, – подчеркнул Николай Васильевич.

Власов
Виктор Власов

– Дороги сегодня волнуют всех, и Сергей Анатольевич абсолютно верно поставил вопрос соблюдения технологий при ремонте и поднял проблему качества используемых материалов, – сказал Виктор Власов. – В противном случае деньги будут просто «закатываться» в асфальт каждый год. В нашем университете есть соответствующая лаборатория, нам по плечу решить эту задачу.

Ректор ТГАСУ сделал акцент на том, что перед началом любого ремонта необходимо провести диагностику дорог. Нужно выявить причины разрушений и только потом приступить к затратным работам. Проблема может быть скрыта в грунтах или подложке. На состояние дорожного полотна влияет даже то, на солнечной или теневой стороне располагается магистраль. Дороги разрушаются круглый год, но весной процесс деформации идет наиболее интенсивно. Именно в этот период характерны большие перепады температур, частые переходы от минуса к плюсу. Да еще и повышенная влажность. Днем вода затекает в асфальтовые трещины, а ночью она превращается в лед и, расширяясь, ломает дорожное покрытие.

Еще больший вред асфальту наносит автомобильный транспорт. Некоторые муниципальные дороги рассчитаны на низкую грузоподъемность, а по ним идут и идут лесовозы. В итоге покрытие разбивается так, что ямочным ремонтом уже не спастись.

Виктор Власов указал еще на одну проблему – качество используемых материалов. Например, ученые ТГАСУ говорят, что современный битум не всегда изготавливается по ГОСТу. Хотя именно от этого материала во многом зависит срок службы дорожного покрытия.

_J0A4359

_J0A4324

Экзамен у ректора

В общем, вопросов к производителям асфальтобетонных смесей у Виктора Власова накопилось немало. Ими он и засыпал директора завода «Томскдорстрой» Вадима Панютина. Это предприятие появилось в окрестностях Северска шесть лет назад. Практически вся внутризаводская территория представляет собой склад под открытым небом: здесь аккуратно сгружены десятиметровые горы с инертными материалами и базой для дорожных одежд. Они поступают на завод из Уфы, Омска и Кемерова.

Ректор интересуется готовностью производственных мощностей к горячему ремонтному сезону, суточными объемами и, конечно же, качеством выпускаемых смесей.

Руководитель предприятия, как примерный ученик, хорошо знающий суть предмета, дает подробные пояснения профессору Власову. По словам Вадима Панютина, завод сотрудничает только с проверенными поставщиками, они представляют паспорт качества на каждую партию. Последние два года компания работает с карьером Мозжухинским Кемеровской области, именно оттуда идет щебень для дорог Томской области.

– У нас создан лабораторный пост: специалисты контролируют все поступающие материалы, – говорит директор. – То же происходит и на выходе готовой смеси из каждого самосвала. Контроль у нас осуществляется ежесуточно. Кроме внутризаводских испытаний раз в неделю мы отправляем пробы в большую лабораторию в Кемерово.

На заводе есть две асфальтобетонные установки, каждая из них способна выпускать в час до 60 тонн готовой смеси: литой асфальтобетонной, классической или с добавками-присадками. Выпускаемый здесь щебеночно-мастичный асфальт отличается от классического долговечностью и устойчивостью к разрушениям.

– Даете ли вы гарантию на свое покрытие? – интересуется Виктор Власов.

– Обязательно, – отвечает Вадим Панютин. – В любом договоре или муниципальном контракте у нас стоят гарантийные обязательства: на типовые асфальтобетонные смеси до четырех лет, а на те, что предназначены для весеннего ремонта, – от двух лет и выше. Ни одного замечания по ямочному ремонту в Северске не было, хотя мы работаем здесь не первый год.

Шаги холодного асфальта

15 апреля специалисты завода запустили программу по изготовлению асфальтобетонной смеси для точечного или ямочного ремонта дорог. Погода этому вполне благоприятствует.

– В первый раз специалисты завода приняли участие в капитальном ремонте наших дорог в 2014 году, – вступает в беседу начальник управления ЖКХ, транспорта и связи ЗАТО Северск Сергей Лашевич. – Они сделали улицу Победы и проспект Коммунистический. Претензий к этим дорогам ни у эксплуатационников, ни у администрации города нет. На текущий ремонт с использованием горячего асфальта в городском бюджете нынче заложено 15 млн рублей, еще 9 млн – на капитальный ремонт и ремонт дорог к социально значимым объектам – дает область.

– Мы заключим договор с администрацией Северска, – отметил Виктор Власов по итогам первой инспекционной поездки. – На его основе наши специалисты будут проводить обследование дорог, а также следить за качеством покрытия полотна, уложенного уже в этом году.

Кроме того, Виктор Алексеевич сказал, что даст поручение ученым ТГАСУ детально изучить инновационный метод холодного асфальта для последующего распространения его во всех муниципалитетах Томской области. Возможно, в следующем году и в областном центре дорожный ремонт начнется уже в феврале. Было бы неплохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + пять =