Противостоять монополистам от ЖКХ сложно. Почти нереально

Анатолий Захаров

TNews759_01_CMYK

То, что система ЖКХ – монополия и ведет она себя, как и подобает монополисту, по-хамски с гражданами, – не новость. Что с этим делать? Не знаю. Знаю одно: более мощную монополию, каковой была КПСС, удалось разрушить в свое время не при помощи судов, митингов и пикетов, а посредством гласности. Не любят монополисты, когда об их делах знают многие.

Вот и сейчас наивно надеюсь, что, рассказав свою историю, хоть немного поспособствую формированию у одного из современных монополистов достойного отношения к людям по правилам существующего в России законодательства…

Весенний паводок в многоэтажке

В конце марта у меня случилась беда. На входе в квартиру трубы холодного водоснабжения сорвало колбу фильтра грубой очистки. Случилось это после обеда. Моя 85-летняя мама спала, когда сосед снизу стал ломиться в двери. Встав с кровати, она оказалась по щиколотку в воде. Большая четырехкомнатная квартира превратилась в неглубокий, но бассейн. Затопило и три квартиры снизу. По грубым прикидкам, в квартиру вытекло более моего среднемесячного потребления холодной воды, кубометров 5–6. Точнее сказать невозможно, потому что счетчик воды при этом ЧП вышел из строя.

Это сразу навело на мысль, что дело не в колбе фильтра. Скорее всего, случился гидроудар, который выбил из пазов вертушку счетчика, стоящего на трубе перед фильтром. Да и на самой колбе сорвало не резьбу, а кольцо с резьбой, заформованное с внутренней стороны колбы. Обычно, когда что-то в сантехнике ломается по причине старости материалов, начинаются протечки, которые видно по оставленным водою следам. Здесь же никаких протечек, а кольцо вырвано по всей окружности. Представляете, с какой силой нужно всунуть ногу в сапог, чтобы оторвать всю подошву сразу? На моем фильтре случилось именно это.

Дальше больше: на следующий день соседи сообщили мне, что ровно в то время, когда произошел потоп, на территории дома видели сантехника УК «Жилсервис», которая обслуживает наш дом. А главный инженер этой УК, которого я пригласил для составления актов осмотра повреждений в квартирах, залитых мною, заявил, что никаких работ в этот день в нашем доме не проводилось. Я понял, что обращаться в УК бесполезно.

Знаю, что любой выход на объект в УК фиксируется документально, а потом бухгалтерия на основе выполненной работы начисляет зарплату, проводит списание денег с коммунальных платежей или рассчитывается на основе отчетов о проделанной работе с подрядчиками. Короче: если регистрацию выполненных работ в журналах, в нарядах можно исказить или вообще уничтожить, то по прошествии времени, когда эта информация прошла через бухгалтерию, это сделать очень сложно. Да и подсудно. И все же я для начала позвонил инспекторам единственного контрольного органа над УК, в Госжилнадзор, предложив проверить по документам УК «Жилсервис», был ли наряд на сантехнические работы в этот день в нашем доме. Оказалось, что по закону контролирующий орган должен за три дня сообщить проверяемым о предполагаемом визите. Но главное – на территории области не было еще ни одного доказанного случая рукотворного гидроудара со стороны УК. Прости и забудь…

Но я все же решил пойти на личный прием к начальнику Госжилнадзора Юрию Баеву, который одновременно является руководителем областного департамента ЖКХ. Правда, я знал, что Юрий Иванович до этого как раз был директором УК «Жилсервис», но попытка не пытка. Кстати, Баев не первый директор этой УК, который стал начальником департамента ЖКХ области. «Жилсервис» – это кузница кадров коммунальных начальников.

И тут совершенно случайно мне встретился главный городской начальник ЖКХ, заместитель мэра господин Хан. Мы были знакомы визуально. Когда-то в роли директора УК «Жилище» он приходил на общее собрание жильцов нашего дома. Мы выбрали «Жилище» своей УК, но эта компания разморозила нам трубы в цоколе, и мы ушли в «Жилсервис». Из огня да в полымя… Была, признаюсь, наивная надежда, что он войдет в мое положение и сделает хотя бы звонок областному коллеге. Мол, проинспектируй как положено. Но… Выслушав на ходу мою историю и предположения насчет гидроудара, он сначала проинспектировал меня: «А какое у вас давление в системе?» – «Четыре атмосферы, как положено». – «А откуда там другое может взяться? – спрашивает меня Владимир Хан и добавляет: – Нет и не бывает никаких гидроударов. Я у наших ученых в ТГАСУ спрашивал, они подтвердили». Я, признаться, опешил: не с моим филологическим образованием спорить по поводу давления в трубах. Успел только бросить вслед убегающему чиновнику: «А как же конус?» – «Ну, конус – это другое дело», – последнее, что я услышал от главного в городе по ЖКХ.

Позже понял, откуда у него такая реакция: я же не сказал про УК «Жилсервис». И Хан, вероятно, подумал, что я к его «Жилищу» претензии предъявляю…

Когда железо что бумага

Любой поисковик выдает сотни тысяч сайтов на ключевое слово «гидроудар». Это явление открыл русский механик, создатель аэродинамики Н.Е. Жуковский в конце XIX века, когда в городах началось массовое строительство систем водоснабжения. Механизм гидроудара работает на простых физических свойствах воды и воздуха: вода не сжимается никаким давлением, а воздух, наоборот, сжимается очень хорошо. Воздушная пробка в трубе – это пружина. И таких пружин может быть много.

Воздух попадает в систему многими путями. Воду часто отключают, кран, как пылесос, засасывает воздух, который может находиться в пустотах системы, а оттуда попадать в центральный водоток. Появились новые приборы – бойлеры, стиральные и посудомоечные машины, которые перекрываются не кранами, а клапанами, а через них может происходить подсос воздуха. Кроме этого, воздух растворен в самой воде и при определенных физических и химических условиях может выходить из нее и концентрироваться, превращаясь в эти «пружины».

В спокойном состоянии «пружины» ведут себя тихо, но когда происходит резкое начало движения воды в трубе или, наоборот, резкая ее остановка, то «пружины» моментально сжимаются и, как порох в стволе, разжимаясь, многократно усиливают давление в трубах. На сайтах есть фотографии разорванных гидроударами железных труб. Силища огромная, рвет железо, как бумагу. Все эти напасти со срывами кранов, соединительных шлангов к сантехническим и бытовым приборам, разрывами соединений в трубах уже трудно объяснить только изношенностью труб или неквалифицированным подсоединением шлангов. Но затопления квартир происходят ежедневно.

Все это началось с появлением и распространением шаровых кранов и шаровой запорной арматуры, которые открываются и закрываются одним движением за доли секунды. Хороший напор воды из шарового крана, перекрытый резким движением рычага, может сорвать ваши шланги, если в системе есть воздух. Здесь как повезет. Но у сантехника, обслуживающего дом, возможности по созданию рукотворного гидроудара гораздо разнообразнее – трубы потолще и давление побольше. Был я в распределительном узле нашего дома, там только шаровая запорная арматура…

К бабке не ходи

Встретил меня Юрий Баев вежливо, выслушал внимательно, как и подобает чиновнику его уровня. Пообещал сделать запрос в «Жилсервис». Я тогда предсказал стандартный ответ структуры: проведенная проверка никаких незаконных действий со стороны УК не выявила, если не согласны, подавайте в суд. Баев развел руками: посмотрим.

Прошел месяц, в течение которого по закону мне должны были дать ответ. Ответа нет. Еще через неделю нашел исполнителя, которому было поручено заниматься моей проблемой. Он вежливо извинился за пропущенные сроки, посетовал на завал жалоб, пообещал приехать, посмотреть на мои трубы. Через некоторое время он с главным инженером УК «Жилсервис» действительно побывал у меня в квартире, зачем-то сфотографировал стояк.

Прошло еще больше месяца, звоню исполнителю. И слышу: «А вам должны были из УК ответ дать». При чем здесь управляющая компания, если я на прием к начальнику Госжилнадзора приходил?

Ответ получил я почти через три месяца после моего личного обращения к Юрию Баеву. На ответе ручкой стояла приписка «повторно» и дата на месяц раньше… Старый чиновничий прием, увеличивающий сроки рассмотрения проблемы. Суть ответа была предсказана еще три месяца назад: на вашу жалобу УК дала ответ, что компания не при делах. И никаких проверок бухгалтерских документов. Возьмите меня чиновником, я такие ответы не в три месяца, а в день по три, нет, по пять штук писать буду.

Искать справедливость в суде, потратившись на адвоката, на экспертизу, убив кучу времени? Что дадут мне ссылки на тысячи сайтов, рассказывающих о гидроударе? Сайты свою информацию круглыми печатями не подтверждают, и суд может отказаться приобщать их к делу.

СНиП – это звучит безобидно

Теперь о главном. Коммунальные предприятия и УК должны предоставлять нам ресурсы (тепло, воду, электроэнергию) определенных параметров, определенного качества. Эти параметры описаны в СНиПах, СанПиНах и технических регламентах. Их соблюдение должны контролировать различные организации технического и санитарного контроля. Эту работу обязан организовывать и координировать как раз департамент ЖКХ. Но он этого не делает или делает плохо. СНиПы, СанПиНы и техрегламенты в основной своей массе не исполняются. Есть такой СП (свод правил) 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*». Там значится такой пункт: «7.1.4 На сетях хозяйственно-питьевого водоснабжения следует устанавливать запорную, водоразборную, смесительную и термосмесительную арматуру, обратные клапаны, регуляторы давления и регуляторы расхода воды. Конструкция водоразборной и запорной арматуры должна обеспечивать плавное открывание и закрывание потока воды».

Если у вас после очередного отключения-подачи воды кран харкает и плюется водой, то этот СНиП в вашем доме не работает. Если трубы в вашем доме щелкают, шумят и вибрируют, когда соседи включают кран, то в вашем доме нарушен СНиП, нарушен закон.

Надзирающий орган за соблюдением законов – прокуратура. Вот кому есть где разгуляться в проблеме гидроударов. Ведь нарушение СНиП – это не только вопрос ЧП, которое может случиться. Это вопрос наших денег. Несоблюдение этого СНиПа ведет к более быстрому износу всей трубопроводной системы дома, а теперь любые коммунальные капитальные и текущие ремонты мы оплачиваем из своего кармана. То есть плохая работа департамента ЖКХ оплачивается нами не только через бюджет, но и напрямую из каждого кошелька непосредственно.

В моем случае это значит, что не я должен доказывать что-то в суде, а УК «Жилсервис» должна отвечать рублем за несоблюдение закона, которое привело к моему материальному ущербу.

…На входе в квартиру я поставил регулятор давления. Стоит он копейки, рублей 200–300. Почему чиновники от ЖКХ рейтинги УК составляют, конкурсы сантехников проводят, но не объясняют людям, как обезопасить себя от различных коммунальных ЧП? Ой, извините, забыл, у них же таких явлений, как гидроудар, в принципе не существует…

Официальный ответ

Комментарий Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области

Томич Анатолий Захаров обратился в наш департамент по вопросу затопления его квартиры и нижерасположенных квартир в конце мая 2014 года.

Любые меры могут приниматься департаментом только в рамках проверок, в данном случае по обращению потребителя. При этом в силу федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ департамент обязан уведомлять проверяемого субъекта о проведении проверки и давать ему время для предоставления документов, вплоть до 10 рабочих дней при документарной проверке.

Проводя проверку, департамент не вправе выходить за пределы своей компетенции и может проверять только требования, установленные жилищным законодательством применительно к деятельности жилищных и ресурсоснабжающих организаций, а не положения СНиПов и СанПиНов. Работу других органов контроля департамент в силу закона не координирует, как неправильно пишет заявитель.

По обращению заявителя в рамках полномочий департамента была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что затопление жилых помещений произошло 27.03.2014 в результате разгерметизации (разрыва соединения) водяного фильтра, установленного на системе холодного водоснабжения в квартире, а именно в ванной комнате, заявителя. При этом 03.03.2014, то есть незадолго до происшествия, заявитель самостоятельно, с привлечением частной организации, выполнил работы по замене картриджа на этом фильтре, о чем он умолчал в своей статье.

Некачественное выполнение указанных работ, как минимум, могло являться одной из причин, приведших к затоплению квартир. Тем более что ни в какой другой квартире дома подобного в указанный период больше не произошло.

Более того, с момента происшествия до момента обращения заявителя в департамент прошло два месяца, поэтому установить в рамках проверки, что имел место гидроудар, с учетом этого не представлялось возможным. Доказать это можно только в рамках полноценной независимой экспертизы, проводимой в рамках судебного разбирательства.

Заявителю по результатам рассмотрения его обращения были направлены промежуточный (от 26.06.2014) и окончательный (от 18.07.2014) ответы с соответствующими разъяснениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *