История Следственного комитета уходит корнями во времена Петра Великого, когда впервые в России была воплощена в жизнь идея создания особого следственного органа, организационно и функционально самостоятельного по отношению к другим государственным ведомствам. Первыми следственными органами России стали учрежденные в 1713 году «майорские» канцелярии, которые подчинялись непосредственно царю. Осуществление давления на ход расследования или вмешательство в их работу было не во власти даже российского Сената. Выражаясь современным языком, при Петре Первом в Российской империи была воплощена концепция вневедомственных следственных органов. Однако уже после его смерти их деятельность была свернута, и в дальнейшем (без малого 300 лет!) следствие находилось в подчиненном различным ведомствам положении.

Однажды 300 лет спустя

Переломной датой в новейшей истории стал 2007 год: указом президента РФ от 1 августа при прокуратуре Российской Федерации была создана новая правоохранительная структура. К исключительной компетенции Следственного комитета была отнесена деятельность по обеспечению исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве. В его обязанности входило осуществление предварительного расследования по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, имеющих повышенную общественную значимость. Это убийства; изнасилования; умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть потерпевшего; похищения людей; преступления, совершенные лицами с особым правовым статусом, к которым отнесены сотрудники правоохранительных органов, судьи, адвокаты, депутаты различных уровней, должностные лица; налоговые преступления; преступления коррупционной направленности. Все эти компетенции сохранились у СК РФ и сейчас.

Но на тот момент Следственный комитет формально еще оставался частью системы органов прокуратуры, председатель Следственного комитета являлся одновременно первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а сотрудники Следственного комитета – работниками прокуратуры. В компетенции руководителя Следственного комитета оставались вопросы кадровой политики и структурной организации всего ведомства.

Вступление в силу 15 января 2011 года Федерального закона № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» окончательно восстановило и юридически закрепило все элементы петровской вневедомственной модели следствия. Одновременно со вступлением этого закона в силу 14 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», нормами Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» устанавливается, что руководство деятельностью учрежденного следственного органа осуществляется президентом Российской Федерации. Им же в соответствии с положениями ст. 13 закона назначается на должность и освобождается от нее председатель Следственного комитета. Примечательно, что указанная процедура не сопровождается одобрением органа законодательной власти, как это было прежде. Должность председателя Следственного комитета является подчиненной и подотчетной президенту Российской Федерации.

Сегодня Следственный комитет Российской Федерации не является структурным элементом какого-либо государственного органа, не принадлежит ни одной из ветвей власти. Относительная молодость следственного ведомства не мешает ему строить свою деятельность на принципах уважения исторического опыта российского следствия, заложенного в Петровскую эпоху и развивающегося в наше время.

Каким образом эта большая история воплощалась в Томской области? Четко и оперативно. Жители Томской области даже не заметили серьезных перемен – следствие, организационно изменяясь, ни на минуту при этом не прекращало своей профессиональной деятельности.

Практически весь состав руководителей следственных подразделений был сформирован из своих следственно-прокурорских работников. Зарождение новой структуры стало мощным социальным лифтом, поднявшим на начальственные должности, как в песне, «в общем-то зеленый, молодой народ». Средний возраст вновь назначенных руководителей и их заместителей составлял на тот момент 30 лет.

На должности следователей СУ пробовались как проверенные кадры из собственных следственно-прокурорских работников, так и коллеги-силовики. Крепкое плечо подставил Юридический институт ТГУ, обеспечив новую структуру целой плеядой выпускников одного из сильнейших вузов страны.

Окончательно следственное управление Следственного комитета РФ по Томской области организационно оформилось на рубеже десятилетия, когда на смену 2000-м спешили десятые: в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», приказом председателя СК России от 15.01.2011 № 66-кш создано следственное управление СК России по Томской области общей численностью 162 штатные единицы.

На 15 января 2020 года в следственном управлении трудится 163 человека. Самый многочисленный отряд из них – это следователи: 82 человека. Плюс еще семь следователей-криминалистов. Представительниц несомненно прекрасного и определенно неслабого слабого пола в следственном управлении 68. Из них 33 – следователи. Нельзя сказать, что гендерное равновесие достигнуто, но и дискриминации не наблюдается. Кстати, дам с тремя звездами на погонах в стенах управления достаточно.

 

 

Уважаемые коллеги, ветераны следственных органов!

Поздравляю вас с девятой годовщиной образования Следственного комитета Российской Федерации!

Андрей Щукин, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Томской области, генерал-майор юстиции

15 января 2011 года по инициативе руководства страны была создана новая, процессуально независимая силовая структура, призванная встать на защиту законности и правопорядка, восстановление справедливости и обеспечение соблюдения принципа неотвратимости наказания за совершение преступлений.

За эти годы Следственный комитет заслужил авторитет и уважение, действуя бескомпромиссно и строго в соответствии с законом. Расследование уголовных дел, относящихся к компетенции следователей Следственного комитета, требуют высокого профессионализма и ответственности. Уголовные дела коррупционной направленности, преступления в сфере экономики, уголовные дела, связанные с посягательством на жизнь и здоровье граждан, преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также в отношении социально незащищенных слоев населения – вот неполный перечень категории дел, которые относятся к нашей подследственности. Расследование таких дел требует от следователя, помимо высокой квалификации, полной самоотдачи.

Сотрудники следственного управления в полной мере отвечают этим требованиям. Следователи работают, не считаясь с личным временем, понимая ту ответственность, которую возложило на них государство.

Желаю вам, вашим родным и близким здоровья, счастья и благополучия!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 70 = 78