Персона
08.12.2017

Работа в мастерских дает ребятам надежду на будущее

Статей на сайте: 224

21_1

Три месяца назад в Томске открылись интеграционные мастерские для молодых людей с инвалидностью. Для многих особенных юношей и девушек они стали первым местом работы. Мастерские организовали родители ребят с ограниченными возможностями здоровья. Они планируют все активнее вовлекать детей в творчество и создавать учебные квартиры, где ребята смогут получить навыки самостоятельной жизни. В России подобные примеры есть. В Томской области добровольцы общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-Плюс» стали первопроходцами.

Пятеро смелых

Пока мастерские располагаются в небольшой комнате… Пятеро ребят от 19 до 32 лет вышивают своими руками сувенирную продукцию. Все они – выпускники техникума социальных технологий этого года. Алеша, Игорь и Валентина получили профессию вышивальщика, а Витя и Лариса – рабочего зеленого хозяйства. С сентября они начали работать в мастерских. Учитывая состояние здоровья, у них короткий рабочий день – до обеда. Но не выйти на работу можно только по уважительной причине.

– Важно, чтобы они учились зарабатывать. Нам не нужен кружок «Умелые руки». Ребята должны привыкать к своим обязанностям и понимать, что люди будут покупать сувениры не из жалости, а потому что они качественно и хорошо сделаны, – говорит одна из добровольцев общественной организации «Ресурс-Плюс» Наталья Никитина.

Добровольцев пятеро, все они – родители особенных детей разного возраста.

Сейчас парни и девушки делают новогоднюю продукцию. Вышивают подарочные мешочки, звездочки (их можно использовать как украшение на елку или как игольницу), мастерят ангелочков, гномов, символов года – собачек и различные поделки из шишек.

– Это очень хорошие работы, – уверяет Наталья Никитина. – Директор галереи «Орнамент», где продаются изделия томских мастеров, сказала, что согласна брать у нас сувениры на реализацию. То есть она считает изделия ребят достойным товаром, который можно продать.

Родители молодых людей с инвалидностью ищут заказы от предприятий и организаций, ведь рукоделие – единственная возможность заработать. Кроме небольшой пенсии по инвалидности, которую им выплачивает государство, доходов нет.

– Недавно ребята получили свою первую зарплату, – рассказывает Наталья Никитина. – Денежки небольшие, но вы бы видели их лица! Какие наши мальчики и девочки были счастливые… Когда человек трудится, у него повышается самооценка: он член общества, а не слабое звено.

21_3

Бисер и география

Вышивки и сувениры молодежь создает под руководством мастера Надежды Мамедовой. Надежда Александровна учила недавних студентов в техникуме, поэтому они хорошо знают друг друга. Валя, Игорь и Алеша учились у нее в группе вышивальщиков. Они профессионалы, поэтому в мастерских работают практически самостоятельно.

– Я выдаю им задание и немножко контролирую процесс. Ребята сами знают, что и как нужно делать. Всегда заканчивают начатую работу, превращают в изделие. Сейчас они вышивают бисером. Им нравится это делать. Ребята очень усидчивые и ответственные, – хвалит воспитанников Надежда Александровна.

Лариса и Витя обучались в другой группе.

– У Вити есть разные навыки, он имеет несколько специальностей, поэтому вышивку освоил быстро, работает хорошо, как и остальные дети, – дополняет мастер.

С 20-летней Ларисой Надежда Александровна занимается индивидуально. Ей немного сложнее, чем остальным.

– Я выясняю, к чему у Ларисы больше склонностей. Пробуем один вид работы, другой. Сейчас она осваивает ковроткачество. Возможно, у нее это лучше получится, потому что результат виден быстрее, чем в вышивании. Более яркая картинка и нитки толще, – рассуждает Надежда Мамедова.

С дисциплиной во время рабочего дня в бригаде проблем нет, утверждает мастер.

– Мы не ссоримся, и во время учебы у нас конфликтов не было, – поясняет Надежда Александровна. – Они работают и потихонечку общаются. Рассказывают о своих событиях, что произошло дома, куда съездили, что видели.

Алеша любит виртуальные путешествия по карте. Это фантазии, но географию он на самом деле отлично знает.

– Он может сказать: «Я сегодня ездил в Омск». Я поддерживаю разговор, спрашиваю: «Ну что, аварий не случилось? Какие города проезжал?» Алеша обязательно ответит, – улыбается Надежда Мамедова. – Игорь силен в истории. Парень он немногословный, но, когда его разговоришь, всем интересно послушать о татаро-монгольском нашествии, династии Романовых… Витя хорошо знает кино, театр, эстраду – многих зарубежных и российских исполнителей, актеров, композиторов. У моих ребят столько информации в голове! Я удивляюсь их познаниям.

21_2

То иголка, то огурчик…

Недавно добровольцы «Ресурса-Плюс» выиграли президентский грант на развитие интеграционных мастерских.

Душа у родителей пока спокойна – ребята продолжат выпуск праздничной сувенирной продукции, а в январе начнут новое дело. Они будут заниматься выгонкой луковичных цветов и выращивать на продажу овощную и цветочную рассаду. Вскоре родители закупят все необходимое для работы – семена, грунт, ящики, горшки.

По условиям гранта в мастерских будут стажироваться студенты техникума социальных технологий. Добровольцы убеждены, что мастерские должны быть муниципальными. Это гарантия заказов и уверенность в завтрашнем дне. Отличный пример для подражания – Псков. Там аналогичное предприятие тоже начиналось с инициативы общественников. И, когда оно вышло на самоокупаемость, администрация взяла его под свое крыло.

По примеру Владимира

Развитие томской организации тормозится из-за отсутствия помещения. Администрация города предлагала добровольцам несколько зданий. В одном протекает кровля, другое находится на окраине города… Самый подходящий вариант – первый этаж жилого дома по пр. Фрунзе. Но это помещение стоит на продаже уже четыре года.

– Мы будем ходатайствовать по этому помещению, вдруг получится? Это то, что нам надо, – надеется Наталья Никитина.

Площади позволяют оборудовать здесь и мастерские, и учебную квартиру. Арендовать квартиру на деньги родителей очень дорого. Пенсии у большинства ребят – 6–8 тыс. рублей. Но добровольцы не собираются ждать у моря погоды. Они рассчитывают на грантовую поддержку, будут искать спонсоров.

Главная идея таких квартир – обучение молодых людей с инвалидностью социально-бытовым навыкам. Ребята будут различными циклами (от 2 дней до 6 месяцев) учиться жить без родителей под присмотром социальных педагогов. И через 10–15 лет будут готовы к самостоятельной жизни.

– Обучение особых детей – очень длительный и постепенный процесс. По-другому не получится: у ребят разные диагнозы, разное состояние здоровья и возможности. Кроме того, они очень несамостоятельные. У меня тоже есть такой ребенок, и мы, родители, понимаем, что гиперопека – это наша вредная привычка, – объясняет Наталья Никитина.

Добровольцы «Ресурса-Плюс» побывали во Владимире и своими глазами увидели 6-комнатную квартиру, где живут пятеро особенных ребят.

– Я такой чистоты и порядка вообще нигде не видела. У каждого своя комната, разная мебель, есть личные вещи. Кто-то ходит на работу, кто-то просто помогает – все зависит от степени тяжести состояния. Но все чем-то заняты. Увиденное для меня было настоящим потрясением, поскольку все ребята недееспособные, – поясняет Наталья Никитина. – Некоторые из них даже не умеют читать и считать. Мы хотим воплотить подобную модель и в Томске. Уверены, что у нас получится.

Фото: Артем Изофатов

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 65 = 73