«РАН превратилась в кормушку для чиновников от науки»

Степан Шварцев, профессор кафедры гидрогеологии ТПУ.

— Я  поддерживаю правительственную реформу Российской Академии наук. Война между РАН и правительством, а теперь еще и Госдумой, кажется мне очень странной, потому что все эти ведомства призваны решать единые задачи. Правительство упрекает академию в неэффективности, но толком не объясняет, в чем эта неэффективность. Академики винят во всем чиновников, которые якобы положили глаз на имущество РАН и хотят все отобрать. Но это странное обвинение.

Получается, что у нас в правительстве собрались нечестные люди, которые хотят отобрать государственную собственность у государства?

Академия сейчас действительно неэффективна, и тому есть причины. Система РАН выстроена так, что она поддерживает и консервирует устаревшие научные направления. Избранный академик благодаря своему статусу получает большие преимущества перед другими учеными — кадровые, финансовые и т. д. И все это он использует для поддержки своего научного направления. Продвигает своих учеников, развивающих идеи его научной школы. Другие направления науки и ученые, их развивающие, ему не нужны.

Но научные школы и направления со временем стареют, а в РАН нет системы поиска новых идей и притока молодых ученых. В результате мы имеем множество устаревших научных направлений и крайне мало новых, которые и должны двигать науку вперед. Свежая кровь в нашу науку не поступает. Пытаясь доказать свою эффективность, академики РАН говорят о старых заслугах Академии наук СССР (типа создания ракетно-космической техники). Но при чем тут нынешние академики?

Такая ситуация сложилась в 1990-е — 2000-е годы, когда в академики стали выбирать не лучших ученых, а администраторов и вообще «нужных» людей (например, Бориса Березовского).

И довольно быстро эти академики превратились в обычных чиновников, но только от науки. Развивать настоящую науку они не умеют.

За три предыдущих века существования отечественной Академии наук такого не было. Потому что академики, конечно, получали хорошую зарплату, но не имели возможности обогащаться за счет использования своего служебного положения. А в 90-е годы они такую возможность получили вместе с правом управление собственностью академии.

РАН превратилась в сытную кормушку для чиновников от науки, для которых личные интересы стали важнее научных.

Поэтому реформа РАН давно назрела. И правительство давало академикам возможность самим провести реформу. Но руководители РАН такой возможностью не воспользовались, поэтому теперь реформа академии ведется практически без участия академиков. Вот это и есть результат войны. Кто выиграл? Если академия хочет выжить, надо немедленно прекращать никому не нужные баталии, садиться за один стол и совместно разрабатывать планы повышения эффективности работы РАН. Мне кажется, что Президент РАН Владимир Фортов стремится к этому и его надо поддержать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два − один =