Размытые контуры завода «Контур»

Работники ТПО «Контур» прекратили забастовку, но по-прежнему находятся в неведении по поводу будущего своего завода

29февраля сотрудникам ТПО «Контур» выплатили зарплату за ноябрь прошлого года, и рабочие трех цехов прекратили начатую накануне забастовку.

На следующей неделе руководство предприятия обещает продолжить выплату долгов. Рабочие согласились ждать до 12 марта, но если до этого дня деньги не будут выплачены, объявят забастовку вновь.

– Нельзя же совсем без денег жить, поэтому никакие уговоры на нас больше не подействуют – если не получаем, останавливаем предприятие, и никто из периметра «Контура» не выйдет. Возможно, объявим голодовку, – сказал «ТН» шлифовщик цеха № 9 Владислав Каричев.

Шлифовщик цеха № 9 Владислав Каричев: «У меня на руках только пропуск на завод и карточка, на которую я получаю заработную плату. Последний договор о трудоустройстве был продлен до января 2012 года, новый договор на руки никто не получил…»

Не менее остро стоит вопрос и о будущем предприятия. Люди не знают о перспективах «Контура», но у многих появились мысли, что завод постепенно будет закрыт.

– Мы сейчас выполняем заказы 2011 года – думаю, поэтому нас стараются удержать. Ведь если люди узнают, что предприятие закрывается, все тут же разбегутся. Мы в коллективе считаем, что завод не вытянет. Нам говорят, что заказы на будущий год есть, но бумаги нам не показывали, договоров этих никто не видел.

А руководство завода по-прежнему говорит о твердом намерении госкорпорации «Ростехнологии» сохранить «Контур».

– «Мама» беспокоится о «дочке», гасит долги. В стадии становления новое стратегическое развитие предприятия. На этот год есть оборонный заказ, будем оставлять его. Плотно работаем по гражданской продукции, – сказал позавчера «ТН» временный руководитель «Контура» Андрей Бердников.

Голодный завод

По словам шлифовщика Влади­слава Каричева, в 9-м цехе в 2011 году работало более 100 человек. Теперь осталось чуть больше 40. В основном те, у кого есть вторая работа (Владислав подрабатывает охранником в магазине), пенсионеры да самые стойкие. В целом на «Контуре» осталось около 400 человек, но люди продолжают увольняться из-за задержек зарплаты (средняя зарплата в 9-м цехе – 12–15 тыс. рублей). При этом, уверяет Владислав, работы и заказов на предприятии очень много, нагрузка на оставшихся специалистов увеличивается.

– Мы занимаемся изготовлением корпусов – заказы на эту продукцию всегда есть, были даже в кризис. Сейчас каждую неделю отгружаем очень много продукции, причем дорогостоящей. И мне не понятно, почему на зарплату нет денег? Мы обращались с вопросами через начальников цехов, нас кормили обещаниями, подождите 5, 10 дней, еще неделю, счет закрыт, арестован, деньги не пришли… Ситуация дошла до того, что у людей уже не оставалось денег даже на проезд до работы – занимали друг у друга. Но объяснений от руководства не было до последней недели, пока мы не предъявили свои требования более жестко. Ситуация была бы нормальная, если бы они по-человечески с нами поговорили – объяснили, когда точно будут деньги. Постоянная оттяжка привела к тому, что мы перестали доверять руководству…

Сдвоенный завод

Началом открытых кризисных событий на «Контуре» можно считать 10 ноября прошлого года. В тот день официальный пресс-релиз «Контура» – «Стека» сообщил, что Игорь Иткин, генеральный директор ПО «Контур», оставляет этот пост и возглавит компанию «Стек-Контур», а временным руководителем «Контура» назначен представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Андрей Бердников.

«Назначение нового руководителя из Москвы произошло в связи с тем, что еще в 2009 году «Контур» вошел в госкорпорацию «Ростехнологии», став частью одного из ее холдингов – концерна «Радиоэлектронные технологии», – говорилось в пресс-релизе и далее подчеркивалось, что кадровые изменения не нарушат стабильности работы двух предприятий и их тесной дружеской взаимосвязи. – Сейчас руководство группы компаний «Стек», тесно интегрированной с ПО «Контур», совместно с представителями собственника предприятия – госкорпорации «Ростехнологии» готовит проект новой стратегии развития предприятия. В рамках проекта преду­смотрена программа реструктуризации «Контура», внесены изменения в систему управления объединением».

Эта информация, вопреки подчеркиваемому спокойствию, произвела тревожное впечатление. К тому времени по официальной и неофициальной информации было уже известно, что над головой Игоря Иткина сгущаются тучи. Например, региональное отделение Пенсионного фонда настойчиво педалировало тему большой (50 млн рублей) задолженности предприятия по пенсионным выплатам.

Кончился завод

7 декабря дважды грянул гром.

Сообщение первое: временный руководитель «Контура» на расширенной планерке предложил полутысячному коллективу написать заявления на увольнение по собственному желанию, причем задним числом – с 1 декабря, и устраиваться на работу в «Стек».

«Дальнейшее производство гражданской продукции «Контура» будет развиваться под управлением компании «Стек», в соответствии с планами руководства компании «Стек», территориально – на той же базе», – гласил официальный пресс-релиз и пояснял причины такого решения госкорпорации «Рос­технологии»: – Вследствие того что фактически продукция гражданского характера производится компанией «Стек» (инженерные решения, разработки, получение заказов, управление), перевести данное производство, равно как и персонал, в компанию «Стек».

В общем, получалось, что гос­корпорация намерена избавиться от непрофильного для нее актива. А про будущее военного производства «Контура» официально не было сказано ни слова.

Второе сообщение: «Следственным отделением УФСБ России по Томской области возбуждено уголовное дело по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» по факту нанесения существенного ущерба ОАО «ТПО «Контур», входящего в перечень стратегических организаций, от совершения сделок с недвижимым имуществом предприятия в интересах фирмы ООО «Стек». Ущерб только от одной из сделок с недвижимым имуществом, говорилось в сообщении, составил около 60 млн рублей.

Будет завод

Повлияло ли второе сообщение на первое или нет, но буквально через несколько дней позиция госкорпорации относительно «Контура» изменилась на прямо противоположную.

– Предприятие работает. Все сотрудники на своих местах. Продукцию завод выпускает, оборонзаказ выполняет в соответствии с графиком, – сообщил «ТН» временный руководитель завода Андрей Бердников и добавил, что Ростехнологии и дальше будут поддерживать предприятие.

– Говорить о том, что следует перебросить заказы с «Контура» на другое предприятие, значит, похоронить завод, – заявил на пресс-конференции 16 декабря Юрий Зозуля, руководитель представительства Ростехнологий в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае.

В начале января в СМИ прошло сообщение, что Ростехнологии одобрили программу по выводу завода из кризиса, и она предполагает полное сохранение коллектива. Также сообщалось, что уже заключены договоры на сумму около 100 млн рублей, и этой суммы достаточно для работы в течение года.

– В стадии становления новое стратегическое развитие предприятия. На этот год есть оборонный заказ, будем оставлять его. Плотно работаем по гражданской продукции, – 29 февраля Андрей Бердников в очередной раз подтвердил намерение госкорпорации сохранить завод. – «Мама» беспокоится о своей «дочке», гасит долги. Но оторваться от искусственно созданной (фирмой «Стек». – Прим. ред.) за 15 лет системы не так-то просто.

Пустой завод

Представители госкорпорации всегда утверждали, что нынешняя финансовая лихорадка «Контура» – прямое следствие работы бывшего гендиректора завода Игоря Иткина.

Напомним, еще в декабре Интерфакс со ссылкой на аналитическую записку, составленную по итогам аудита «Контура», проведенного ГК «Ростехнологии», обнародовал суть претензий собственника завода к его многолетнему партнеру – «Стеку». Согласно информации информагентства, «Контур» в 2008 году продал ООО «Фирма «Стек» два из трех своих корпусов за 48 млн рублей, после чего «Стек» начал сдавать эти здания в аренду «Контуру» за 45 млн рублей в год. Также отмечается, что поставку сырья и комплектующих для производства на «Контур» осуществлял «Стек-Контур», он же контролировал реализацию продукции завода, а «Стек-Софт» предоставлял «Контуру» в аренду всю компьютерную технику. По информации Интерфакса, в результате выстроенной системы управления стоимость активов «Контура» снизилась до 105,3 млн рублей, а стоимость единственного корпуса, оставшегося в собственности «Контура», составляет 9,4 млн рублей, оборудования – 5 млн. «Все оборудование – устаревшее и изношенное, на сегодня самое ценное, что осталось на «Контуре», – это лицензии на выполнение гособоронзаказа, частной фирме их не получить», – цитировало агентство аналитическую записку.

Словом, по оценке Ростехнологий, долгие годы искусственно поддерживалась ситуация, при которой «Контур» постоянно был должен «Стеку». А несколько дней назад Андрей Бердников заявил ТВ-2, что почти все имущество «Контура» находится в залоге в банках по кредитам «Стека».

Сохранить завод

«Стек», напомним, не согласен с предъявляемыми ему обвинениями.

В фирме подчеркивают, что оценка стоимости выкупленных у «Контура» зданий и земельного участка произведена независимым оценщиком, и вся сумма сделки 128 525 тыс. рублей полностью перечислена ПО «Контур» в 2008 году. «Стоимость арендной платы «Контуру» установлена по муниципальным ставкам 2008-го и с тех пор не пересматривалась. «Контур» также сдает другие помещения в аренду «Стеку» по тем же самым ставкам и за соизмеримые суммы», – сообщалось в пресс-релизе компании. В нем также говорится, что для переоснащения завода «Стек» взял в банке инвестиционный кредит и приобрел новые станки, которые сдаются в аренду ПО «Контур» по минимально возможной стоимости (стоимость амортизации плюс 5%).

Наконец, несмотря на то что сделку по покупке контуровского имущества «Стек» считает полностью корректной, фирма заявила, что готова вернуть здание собственнику завода, «так как нашей главной целью всегда было, есть и остается сохранение производства и рабочих мест».

Отмучится завод?

Наблюдатели полагают, что судьба «Контура» решится после окончания расследования возбужденного в декабре уголовного дела.

Анастасия СЕЛЯНИНА,

Александр КРАСНОПЕРОВ

 

На следующей неделе руководство предприятия обещает продолжить выплату долгов. Рабочие согласились ждать до 12 марта, но если до этого дня деньги не будут выплачены, объявят забастовку вновь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + восемнадцать =