С прошлой недели Томский театр юного зрителя работает под руководством нового директора. Губернатор Сергей Жвачкин назначил на эту должность заслуженного артиста России Андрея Сидорова.

В интервью «ТН» Андрей Александрович рассказал о том, как он ощущает себя в новой роли, увидят ли еще зрители его на сцене и будут ли амбициозные проекты.

А это – из другого фольклора

– Андрей Александрович, относительно артистов существует два стереотипа: каждый актер мечтает сыграть Гамлета и каждый актер хочет поставить спектакль. Про желание творческого человека взвалить на себя административную работу в этом фольклоре ни слова…

– Сразу вспоминается наш разговор со старшим товарищем после моего благополучного поступления в Свердловское театральное училище. Тогда он спросил: «Андрюха, а какие вообще перспективы в вашей профессии?» Я честно ответил: «Быть хорошим востребованным актером. Со временем получить звание заслуженного артиста России. Высший пилотаж – звание народного артиста». Он тогда удивился: «Я думал – стать директором театра». А я принялся ему объяснять, что это совсем другая профессия, другая зона ответственности и на актерских факультетах такому не учат. Так что желание артиста стать директором действительно из другого фольклора (смеется).

– Когда у вас появились мысли о директорстве и как долго зрела внутренняя готовность попробовать себя в новой для вас роли?

– Оглядываясь сегодня назад, я думаю, что, наверное, всё к тому шло. В 1990-х годах мне, как и многим артистам (да и большинству в нашей стране), приходилось подрабатывать. А поскольку я стал одним из первых актеров в городе, кто взялся за проведение корпоративов и тематических мероприятий, потребовалось прокачивать свои организаторские способности. Надо же было собрать единомышленников под эти проекты, зажечь людей, чтобы они поверили в тебя и пошли за тобой. В конце концов взять на себя ответственность за собравшуюся творческую команду и за результат нашей общей работы.

Я верю в то, что способности и черты характера передаются по наследству. Обе мои бабули были великими организаторами. Мама всю жизнь проработала на руководящих должностях. Отец – бригадир, у которого вся грудь в медалях за ударную работу.

Уже 13 лет я возглавляю региональное отделение Союза театральных деятелей. Тоже хороший опыт. Чтобы быть более эффективным на этой должности, я окончил продюсерский факультет ГИТИСа, получил корочки театроведа-менеджера. В учебной программе стояли такие дисциплины, как менеджмент и экономика исполнительского искусства, управление персоналом, теоретические основы бизнеса и предпринимательства, основы государственной культурной политики.

Жалею только об одном: учиться я закончил в 2012 году, а возможность применить полученные знания появилась только сейчас. Все-таки лучше, когда по горячим следам.

Никаких эмоций. Это данность

– Ваш уход на новую должность предполагает уход из актерской профессии? Прошла информация, что вы решили расстаться со сценой…

– Нет, такого решения не было. В драме есть спектакли с моим участием, которые пользуются популярностью у зрителей. Театр предложил мне продолжить сотрудничество. Я с удовольствием согласился.

– Конкурс на соискание должности сопровождали разные слухи. Обсуждались возможные кандидаты, заранее выносились оценки, кто потянет, а кто нет. У вас подобные разговоры какие эмоции вызывают? Раздражают, напрягают, подстегивают?

– Я к ним просто не прислушиваюсь. Ну обсуждают люди и обсуждают, что теперь? Такое всегда было в театральной среде и всегда будет. Кто-то накручивает себя, вступает в дискуссии и выяснение отношений. Я предпочитаю не реагировать на весь этот информационный шум. Да мало ли кто и что про меня говорит?

В силу своего характера я никогда не участвовал ни в каких заговорах и группировках. Всегда старался быть честным по отношению прежде всего к своим коллегам. На должность директора ТЮЗа был объявлен конкурс, который я проходил на тех же условиях, что и остальные кандидаты. Так же, как и они, отвечал на вопросы комиссии, куда входили компетентные люди, занимающиеся общественной и финансовой деятельностью. Если выбор оказался в мою пользу, наверное, я в своем видении развития этого театра был более убедительным, чем другие мои коллеги.

Есть проблема. Будем над ней работать

Какие задачи поставил перед вами областной департамент по культуре? Изменится ли кардинально вектор развития театра?

– Общая задача одна – не забывать, что мы прежде всего театр ЮНОГО зрителя. Но это не отменяет молодежное направление, которое с недавнего времени взял ТЮЗ. По большому счету у театра есть всё для того, чтобы создавать яркие, интересные спектакли и проекты – четкая художественная линия, главный режиссер, неплохая материально-техническая база. Денег, как всегда, не хватает – будем над этим работать (улыбается).

Пока мне сложно озвучить какие-то конкретные вещи. Скажу одно: планы, которые были намечены в начале сезона на ближайшие полгода, мы постараемся не менять. Сейчас я вникаю в жизнь театра, погружаюсь в процесс. И решаю проблемы, которые на повестке дня. Отопление вот в театре до сих пор не дали. Кому нужен даже самый распрекрасный спектакль, если зрители в зале замерзают? Стоянка возле театра образовалась. Детей организованно привозят на автобусах, а подъехать к нам невозможно. Имидж театра складывается в том числе из таких вот мелочей, определяющих комфорт зрителей.

– Сегодня много говорится о том, что в современном мире театр должен становиться мультикультурной площадкой. В пространстве театра должна быть жизнь помимо спектаклей – перформансы, выставки, дискуссионные площадки… Согласны с такой позицией?

– Однозначно. Как говорит председатель СТД России Сан Саныч Калягин: в театре возможно всё, кроме скуки. Наша главная задача – сделать так, чтобы зритель к нам шел, и ему было интересно. Не будет зрителей в зале, не будет у артистов настроения играть. Уровень спектаклей и театра станет соответствующим.

Все достойные способы привлечения внимания публики хороши. Если людям интересны, скажем, пластические этюды на улице в исполнении артистов театра, почему нет? Хотите обсуждения с актерами и режиссерами после спектаклей? Пожалуйста. Главное – понять, что действительно люди хотят и ждут от театра. И это самое сложное.

Спектакль-событие – это реальность

– Год театра идет к завершению. Как вам кажется, изменил он хоть что-то и хоть немного? Отношение общества к театру, например, или ощущение театров себя в этой жизни…

– Знаете, что обидно? Чаще до зрителя доходит негативная информация о театрах и его деятелях. Просто потому, что она вызывает человеческий интерес, из-за чего активно тиражируется в СМИ. Не надо только забывать, что помимо этих моментов есть много положительных процессов и явлений. Это и мощное фестивальное движение, которое идет по стране. И классные проекты, которые реализуют сегодня разные российские театры. И активная поддержка государством детских театров в виде дополнительного финансирования и грантов.

Я это к тому, что жизнь идет своим чередом. И проблемы у всех российских театров примерно одинаковые. Я бы не стал говорить, что в каких-то регионах они живут лучше, а в каких-то хуже. Работать надо, вот и всё.

– Сейчас в лексикон вошли выражения «модный спектакль», «модный режиссер», «модный драматург». Вообще слова «модный» и «театр» совместимы?

– Почему нет? А если выходы в театр станут модным времяпровождением, вообще здорово будет. Многие томичи ни разу в жизни не были в театре и даже смутно представляют, где он находится. Мы можем бесконечно искать себе оправдания: эти люди не интересуются искусством, им далеко и неудобно после спектакля домой добираться… Но в той же Москве, когда появляется классный спектакль, народ едет с окраин города, чтобы его посмотреть. А уж их расстояния с томскими не сравнить.

И в нашем Томске нашими творческими силами реально делать спектакли, которые будут становиться событием для города. В том числе детские постановки. Помните, когда-то был популярен мультфильм про Питера Пена? Моя старшая дочь каждый день засыпала и просыпалась под музыку из него. Угадал же в свое время этот интерес Олег Афанасьев, поставил на большой сцене драмтеатра спектакль. Дети на него ломились. И мы, артисты, играли в сказке с большим азартом и удовольствием.

Может, конечно, всё это мечты: аншлаги, спектакли-события, театр как знаковое явление в жизни региона и за его пределами… Но это мечты, которые должны сбываться.

Автор: Елена Штополь
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 4