Деньги
01.12.2017

Региональный директор Томского офиса Промсвязьбанка о рисках, ипотеке и высоких технологиях

Статей на сайте: 52
salnikov

Андрей Сальников: «Скажи мне, кто твой клиент, и я скажу, как твои дела»

Ежегодные «отчеты» по итогам уходящего года в редакции «Томских новостей» стали уже традиционными для руководства Томского офиса Промсвязьбанка. Последние три года банк развивается особенно успешно, а прибыль растет из года в год.

Риски роста

Активы Промсвязьбанка за 10 лет выросли в семь раз, банк вошел в число системно значимых игроков на российском финансовом рынке. Однако акционеры банка говорят, что гигантоманией больше не страдают и наращивать активы не планируют, предпочитая сосредоточиться на работе с уже набранными рисками…
– Мы быстро росли, потому что начинали со скромных объемов. Естественно, динамика масштабирования опережала среднерыночную. Вдумайтесь, 50% в год – таким был темп роста Пром-
связьбанка в отдельных регионах всего пять-шесть лет назад. Стремительное развитие всегда сопровождается определенной степенью риска. Такова природа нашего бизнеса. Умение правильно оценивать риски во многом определяет успех банка на рынке. Как вы верно отметили, мы в десятке российских банков, наш бизнес стал очень большим, а ситуация на рынке сильно изменилась, поэтому настало время отказываться от политики агрессивного роста. Сегодня Промсвязьбанк сфокусировался на качестве активов и на минимизации возможных рисков. Это совершенно нормальный этап в жизни крупнейшего финансового института, который намерен стать самым удобным и востребованным банком страны.
– Насколько тема рисков актуальна для Томского офиса?
– У нас очень высокое качество активов. На протяжении почти восьми лет у нас в принципе отсутствуют проблемные клиенты.
С чем это связано? Вы такие суперосторожные?
– Мы очень разборчивые, потому что руководствуемся принципом «Скажи мне, кто твой клиент, и я скажу, как обстоят твои дела». Мы всегда очень избирательно относимся к партнерам, и этот подход себя оправдал. Сегодня Промсвязьбанк входит в пятерку банков Томской области, и это не предел.
Есть куда расти?
– Естественно. Промсвязьбанк – один из самых транзакционных банков в стране, он лидирует в международных расчетах. Стремительно движется в диджитал-направлении по каждой из бизнес-линий. Уверен, что мы уже в ближайшее время станем самым клиентоориентированным банком как в национальном, так и в региональном масштабе.
Пару лет назад вы говорили, что в России 600 банков, но финансовая система будет работать нормально, если их будет около 100. Как вы думаете, процесс изъятия лицензий у банков продолжится?
– Безусловно, этот процесс продолжится. Нельзя воспринимать отзыв лицензий как негативное явление. На самом деле это процесс естественного отбора – на рынке остаются самые эффективные и прозрачные игроки, что в целом создает более здоровую среду, улучшает качество финансовой системы и делает ее безопасной для клиентов.
Небывалая прибыль
– Андрей Викторович, вы сказали, что банк в последнее время заработал серьезную прибыль: по прогнозу, за 2017 год Промсвязьбанк заработает в 3,5 раза больше, чем в прошлом году. Что позволило достичь таких результатов?
– Да, в этом году мы ждем очень хороших финансовых результатов. Операционная прибыль банка отличается высоким качеством: доля чистого безрискового комиссионного дохода в общем операционном доходе банка выросла до 37%, покрытие операционных расходов комиссионным доходом увеличилось до 84%. Это один из самых высоких показателей на российском рынке. В Томске мы все свои расходы покрываем комиссионными доходами, что, по сути, является идеальной ситуацией на рынке.
Промсвязьбанк хорошо заработал в сегменте малого и среднего бизнеса. Для нас этот сегмент всегда был целевым – мы много вкладываем в это направление и, соответственно, получаем хороший доход. Как говорится, клиенты голосуют рублем, потому что их ожидания оправдываются. На мой взгляд, направление МСБ – одно из самых мобильных и клиентоориентированных в нашем банке. Мы постоянно развиваем его: обновляем сервисы, улучшаем технологии, расширяем линейку продуктов, повышаем качество услуг.
Примеры…
– Масса! На днях мы открыли МФЦ для бизнеса в головном офисе на пр. Ленина, 82б. Этот проект мы реализуем совместно с областной администрацией. Уверены, что предприниматели по достоинству оценят возможность получать государственные и муниципальные услуги в банке. В дальнейшем мы планируем дополнить перечень услуг финансовым консалтингом и нотариатом.
Еще одно востребованное рынком предложение – новый банковский продукт «Электронная банковская гарантия». Тестирование продукта началось в мае 2017 года, и уже к концу октября объем выдач составил 2,7 млрд рублей.
Отдельно отмечу расчетно-кассовое обслуживание в Промсвязьбанке. Вы знаете, что мы единственный крупный банк, который дистанционно открывает счета? Предприниматели могут не приходить в офис, за них все сделает наш специалист. Открытие счета за одну встречу на территории клиента – всего год назад об этом можно было только мечтать.
Наши клиенты часто говорят, что получают удовольствие от работы с нами. Думаю, что секрет успеха в том, что при всей высокотехнологичности и диджитализации процессов и услуг мы сохраняем живой контакт между клиентом и сотрудником банка. Уверен, что возможность проконсультироваться у компетентного менеджера, заинтересованного в развитии твоего бизнеса, является существенным преимуществом.
Еще пример. Буквально на днях мы предложили рынку уникальную услугу – бизнесмены за считаные минуты прямо с мобильного телефона могут получить кредит в банке. Новая функция мобильного банка «Мой бизнес» называется «Турбоденьги». С ее помощью предприниматели смогут получить до 2 миллионов руб-
лей на срок до 12 месяцев.
– Как выглядит кредитный процесс в случае с «Турбоденьгами»?
– Просто. Мы работаем с большими данными, по максимуму собираем «цифровые следы» клиента из открытых источников. Все это позволяет нам составить его профиль, даже не обращаясь к нему за документами. В итоге мы понимаем, кому можно кредитоваться, а кому нельзя.

Промсвязьбанк входит в топ-10 банков России и является универсальным коммерческим банком, чья история насчитывает уже 22 года. Журнал The Banker включает Промсвязьбанк в 500 крупнейших банков мира по размеру собственного капитала, его активы сегодня превышают 1,2 трлн рублей.

Охота за золотом

В последнее время вы выдали на-гора несколько розничных продуктов. Решили стать розничным банком?
– Промсвязьбанк – универсальный институт, мы всегда развивали розницу. В этом году мы серьезно доработали продукты для физических лиц и намерены кратно увеличить объемы работы с населением.
Мы выпустили новую кредитную карту с возобновляемым льготным периодом до ста дней, совершенно новый мобильный банк, расширили возможности онлайн-кредитования, запустили рефинансирование кредитов других банков и ипотеки, снизили ставки по кредитам и открыли к ним доступ совершенно новым клиентам, сделали возможным получать кредиты в наших банкоматах. В рознице мы тоже делаем ставку на «цифру».
За девять месяцев выдача потребительских кредитов в ПСБ выросла на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В среднем наши клиенты берут кредиты на сумму 350 тысяч рублей и сроком на шесть лет.
Мы продолжаем активно работать с вкладчиками: наша линейка депозитов – одна из самых привлекательных на рынке. В частности, улучшены условия по вкладу «Мой доход»: максимальная ставка составит 8,55% годовых. На днях мы возобновили прием денежных средств на приходно-расходный вклад «Мультивалютная корзина». Клиент может разместить денежные средства на вкладе одновременно в трех разных валютах: в рублях, долларах США или евро.
Недавно стартовала акция «Охота за золотом. Эпизод 2. На островах!». Это наш совместный проект с Mastercard, в прошлом году он стал победителем премии Рунета по итогам народного голосования. В новой версии мы учли все пожелания и отзывы клиентов, улучшили дизайн и игровые механики: добавили мини-игры и новый главный приз – путешествие для всей семьи. Акция продлится до 31 марта 2018 года.

Дорога к дому

В последнее время очень много говорят про бум ипотечного кредитования…
– Если быть точным, то стоит вести речь о буме рефинансирования ипотеки. Объем новых сделок не так велик, если сравнивать с 2014 годом.
Промсвязьбанк – очень серьезный игрок на томском рынке ипотеки: у нас аккредитованы практически все застройщики, мы сотрудничаем с ведущими агентствами недвижимости. Ставки – в рынке. Кроме того, мы активно рефинансируем ипотечные кредиты других банков. Уже сегодня объем ипотечных кредитов в розничном портфеле офиса составляет 30%.
Какие дальнейшие перспективы у этого рынка? Говорят, ставки по ипотеке будут стремительно сокращаться.
– Мы прогнозируем рост спроса на ипотеку, поскольку ставки продолжат снижаться. Рынок недвижимости всегда был интересным для банков, поэтому ипотека может стать самым быстрорастущим продуктом.

Верность традициям

Андрей Викторович, Промсвязьбанк исторически был корпоративным банком – не изменяете себе?
– Мы храним традиции и продолжаем быть лидером по работе с крупными корпоративными клиентами. Второй год подряд Промсвязьбанк – лучший банк в России в сфере cash management, по версии международного финансового журнала Euromoney.
Мы продолжаем удерживать лидерство в международном факторинге – по данным Ассоциации факторинговых компаний за первое полугодие 2017 года. Промсвязьбанк – банк первого выбора по транзакционному бизнесу в России (версия «Эксперта РА» в 2015 году).
С 2008 года мы удерживаем лидерство среди кредитных организаций по качеству обработки международных платежей – в этом году Промсвязьбанк получил награду в девятый раз. JP Morgan Chase Bank, N.A. (New York) отмечает, что процент автоматической обработки (STP*) по клиентским платежам составляет 99,52% и является уникальным среди российских банков.
Трудно быть лидером?
– Непросто. Секрет в кастомизации – мы делаем сложные банковские продукты под требования конкретного корпоративного клиента. Именно поэтому с нами сотрудничают крупнейшие корпорации России. Кроме того, Промсвязьбанк активно работает с более чем 110 международными финансовыми институтами.

Ее величество цифра

Промсвязьбанк сделал ставку на цифровую трансформацию. Диджитализация – единственный путь развития банка сегодня?
– Безусловно. Финансовые технологии развиваются настолько быстрыми темпами, что в ближайшие 10 лет рынок может измениться до неузнаваемости. В прошлом году издание Business Insider написало: «Возможно, ни одна другая технология не изменит наши финансовые операции в будущем больше, чем мобильные устройства». По прогнозу Давосского форума, к 2019 году общее число держателей смартфонов на планете приблизится к 3,5 миллиарда – 59% населения планеты. Уже в 2016 году, по данным Juniper Research, мобильным банкингом во всем мире пользовалось 1,2 миллиарда человек (больше 16% от всего населения в целом), а к 2021 году их число возрастет до 2 миллиардов человек.
Естественно, акценты в нашей работе сместились в онлайн. Например, раньше мы первоначально создавали продукт для офисов, потом его адаптировали на «цифре» и продвигали через интернет-банк и мобильный банк. Сейчас наоборот: мы делаем продукт для онлайна, а потом продаем его в оффлайн.
Первый полностью автоматизированный цифровой продукт Промсвязьбанка появился год назад – онлайн-сервис «Турбоденьги». В чем его фишка?
– В скорости. Практически все наши клиенты могут получить ссуду онлайн на сумму от 10 до 100 тысяч рублей в любой точке мира в любое время буквально за пару кликов. Не нужно предоставлять документы, общаться по телефону с операторами.
За скорость придется платить?
– Все зависит от категории клиента. Например, у зарплатных клиентов будут льготные условия. Предложение очень востребовано, немало тех, кто берет онлайн-кредит уже по третьему разу.
Что сегодня ограничивает развитие «цифры»?
– Только деньги. Уровень изменений зависит от финансовых возможностей и желания того или иного банка. Смысл преобразований в том, что цифровые технологии значительно упрощают и удешевляют (по различным оценкам, они могут сократить расходы до 40%) все внутрибанковские процессы, на многих позициях заменяют ручной труд, делают все решения более системными, в том числе с точки зрения оценки рисков. Кроме того, они кратно увеличивают доступность. Предположим, у банка 300 офисов. Продавая в них услуги, мы имеем 300 точек доступа к клиентами, и на фронт-линии можем одновременно обслужить на одном рабочем месте одного клиента. Через Интернет одновременный доступ к этому продукту может быть у миллионов. Преимущества очевидны.
Почему тогда «цифрой» занимаются не все?
– Крупные банки – все. Хотя и с разной степенью успеха. Определяющим является наличие инвестиционных возможностей.
И что нас ждет еще в этой сфере?
– Различных интересных решений в банке много. Например, активно внедряются новые технологии по идентификации личности. Думаю, что совсем скоро нам не нужно будет иметь с собой паспорт – нас будут узнавать по биометрическим данным.
– Круто. Все банки уйдут в онлайн?
– Не думаю. Традиционные банковские учреждения сохранятся – банки станут другими, но полностью в виртуальный мир, будем надеяться, не уйдут.

Марина Боброва
Фото: Артем Изофатов

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

25 − 15 =