Школьные музеи против забвения истории

Еще недавно казалось, что за вариативностью гуманитарных учебников, программ и якобы альтернативных точек зрения скрывались попытки лишить нас памяти, гражданственности и Отечества. И тогда школьные музеи, как пограничные заставы, держались до последнего и не позволили увести молодые поколения к ложным идолам. Сегодня школьные музеи обрели второе дыхание и заслуженное уважение. Но проблемы есть. Томский Совет старейшин пригласил для их обсуждения руководителей ряда школ и музеев.

 

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Неутерянные страницы

– Вспоминаю, как стояла перед печью мемориального комплекса «Бухенвальд» и плакала, – неожиданно начала разговор член Совета старейшин Зоя Барашева. – Горькие эмоции от увиденного в лагере смерти… И от того, что нынешние дети мало знают. Многое стало перевернутым в сознании. Теперь мы должны за победу каяться перед другими народами? Как же так? Увы, утрачивается историческая память, а значит, через какое-то время придет равнодушие. Им может воспользоваться новое зло. Как сохранить память, как воспитать патриотов, любящих свою Отчизну? Надо рассказывать, надо учить детей искренне интересоваться историей малой и большой Родины. Как этому могут помочь музеи?

– Главное, ради чего создаются школьные музеи, – дети, – откликнулась руководитель музея «Томичи в боях за Родину» СОШ № 28 Валентина Суханова. – Их обучение, воспитание и развитие. Какой бы тематике ни был посвящен школьный музей: войне, истории школы, природе, этнографии – он по определению призван воспитать патриота. Школьный музей жив только тогда, когда в нем работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты. Наш музей – один из старейших в области, ему уже 50 лет. Мы рассказываем о томичах и нашей области. Есть обзорные экскурсии – о 1940-х годах, о героях-комсомольцах (Герой Советского Союза Алексей Лебедев). Недавно был изготовлен стенд памяти Героя России Романа Филиппова.

– В этой школе под музейные экспозиции грамотно используют рекреации, – считает член Совета старейшин Тамара Демешева. – Пространство музея хорошо организовано – на стендах фотографии ветеранов, томичей, совершивших подвиг. Но изюминка музея 28-й школы – совместная работа детей и взрослых. Одно из ключевых мероприятий – детская конференция. Недавно состоялась конференция на тему «Сталинград – город мужества». В подготовке докладов помогают родители, бабушки: недавно четвероклассница принесла хорошо оформленный доклад – комсомольскими воспоминаниями с ней поделились дедушка и бабушка.

К работе музея подключилось школьное телевидение для показа виртуальных экскурсий. Первый сюжет – по истории ВДВ. В материале воспоминания томских ветеранов-героев Евграфа Суворова, Валентина Руцкого. И красной линией один из главных уроков для всех: патриотизм начинается с семьи. Если взрослые хранят память, значит, и дети будут впитывать духовность рода.

 

 

 

На примере ратной славы

– Музей Белоцерковского военно-пехотного училища стал ядром воспитания детей, – уверяет директор МАОУ «Гимназия № 18»  Ольга Герасимова. – Мы смогли не только сохранить реликвии – реальные вещи фронтовиков, письма с фронта и фотографии, мы сохранили и приумножили дух музея, его значение для воспитания детей в любви к Родине. Музей среди прочего награжден кубком «Образцовый школьный музей Томской области». Звенит звонок на перемену, а дети не хотят уходить с экскурсии, которую проводят тоже наши ученики. Опыт войны через призму историй близких, очень чувственные, эмоциональные ритуалы выноса знамен и возложения цветов на митинге, посвященном Дню Победы, стенды, сделанные собственными руками, виртуальные экскурсии, участие в многочисленных мероприятиях музея, почетный караул у Вечного огня позволяют нам говорить о системе преемственности. Действительно ничего не забыто. По традиции каждый год гимназия участвует в городской Вахте Памяти: в течение двух часов почетный караул стоит у обелиска, установленного в честь воинов-белоцерковцев на территории гимназии.

– Музей помимо своих просветительских функций играет огромную роль в сплочении ребят, в выработке чувства локтя, способствует появлению феномена товарищества, – поддерживает выпускник гимназии, студент ТГУ, командир роты почетного караула Евгений Староконь. – Знаменитый ежегодный строевой смотр в гимназии идеологически вырос из концепции музея – воспитывать коллективизм и сплоченность. Я не просто учу ребят строевым приемам, а помогаю формировать отношения единства долга, чести. Строй способствует выработке чувства ответственности друг за друга. В нашем музее очень интересные методы работы – идентификация с героями ВОВ в различных тематических формах – «Юность в сапогах», «Дети войны», «Концерт в госпитале».

 

От отца к сыну

Сегодня важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире. Это невозможно без осознания собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам ушедшими поколениями.

– Но не станет ли со временем этот живой процесс формальным? – задалась вопросом Тамара Демешева. – Ведь когда-то в школах были детско-юношеские организации, они отвечали за патриотическое воспитание, но, к сожалению, многое было заорганизовано.

– Чтобы дети стали искренними патриотами своей страны, нужно естественным образом формировать у них ценности, – уверен Евгений Староконь. – Для этого нужна не организация друзей и соратников, а искренние, живые, честные отношения детей и взрослых. Надо делать так, как передавали нам свои знания и чувства наши родители, – рассказывать юным о войне, героях, подвиге народа. Надуманной проблемы противостояния отцов и детей не будет и в помине. И в этом наш патриотический долг. В отличие от гражданского воспитания патриотизм – воспитание чести и совести. Разве можно стесняться, что ты патриот? Молодое поколение должно отличать добро от зла. В этом помогает знание истории и культуры.

Возрастает значение и подачи исторического знания, и их носителя – фигуры учителя. Возможно, для обсуждения этой проблемы понадобится не один круглый стол, не одна встреча общественности и власти, но вопрос актуален. Кто и как преподает историю? Позиция учителя должна быть прежде всего гражданственной и правдивой, согласились участники круглого стола. Как не вспомнить, что в 1990-е годы один из преподавателей истории на голубом глазу, возможно для пущей сенсационности и собственной значимости, брался доказать, что командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Руднев был завербован японской разведкой…

Школьные музеи воспитывают не только патриотов страны, но и своей земли, села.

 

История начинается с ложечки

Музей 66-й школы в поселке Эушта открылся недавно, в августе прошлого года, но очень быстро стал не только центром культурной жизни, но и душой левобережья.

– Мы не могли этот музей не создать, идея простая и притягательная, она витала в воздухе, – говорит директор школы № 66 Владимир Бударин. – Земля умирает духовно, если теряется связь «семья – село – край». Чтобы вернуть древнему тюркскому селу историю, мы назвали музей «Земля моих отцов». Идею жители села не сразу, но оценили, и экспозиции стали быстро пополняться. Это документы в оригинале – нормы исламской морали, лунный календарь 1905 года, документы с печатью об образовании эуштинцев. Все эти подлинники, а также вещи материальной культуры в школьный музей принесли жители Эушты. Для многих сельчан теперь за честь, что предмет из его семьи будут видеть люди. Как-то мы потеряли ложечку, подаренную одной бабушкой. С ног сбились, но нашли. Представили, как бы ей неприятно было. В планах музея – расширять экспозиции. И прежде всего созданием экспозиции о Великой Отечественной войне.

Все участники круглого стола согласились, что школьные музеи обладают практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Так что их работа должна быть поддержана обществом и государством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 3