Рояль умер. Да здравствует рояль!

Статей на сайте: 193

Фото: Артем Изофатов,       Владимир Бобрецов

_MG_3707

Томская филармония получила долгожданный инструмент из Гамбурга

Полируя черный блестящий Steinway, воцарившийся на сцене, настройщик Владимир Спесивцев с улыбкой кивнул на крышку инструмента: «Отпечатки пальцев Дениса Мацуева стираю!» Новенький концертный рояль для Томской филармонии маэстро выбирал лично. Специально для этого ездил в Гамбург, где изготавливаются музыкальные инструменты экстра-класса. Через полчаса импровизации за клавишами Денис кивнул: «Отличное звучание. Берем!»

Качается вагон, стучат колеса глухо

На город уже опустились сумерки, когда упакованный инструмент сотрудники компании по доставке особо ценных грузов вкатили на сцену БКЗ. Из Германии рояль путешествовал в разобранном виде по железной дороге в отдельном теплом вагоне. Расходясь после репетиции, музыканты симфонического оркестра подходили к машине, из которой при помощи специальной техники выгружался новосел, с одним и тем же вопросом: «Неужели Steinway приехал?»

Старый рояль, который верой и правдой служит филармонии три десятка лет, давно просился на пенсию. А во время недавнего выступления в Томске Мацуев обезоруживающе улыбнулся публике: «Не бывает плохих инструментов – бывают плохие музыканты. Я могу сыграть на любом рояле. Но хочется, чтобы у Томской филармонии появился новый инструмент». На что глава региона Сергей Жвачкин, присутствовавший на концерте, сказал пианисту: «Приезжайте к нам, Денис Леонидович, почаще на гастроли. А рояль мы организуем!» Средства на дорогостоящее приобретение – 10,7 млн рублей – были выделены из областного бюджета. В организации покупки томичам помогли Денис Мацуев и один из лучших настройщиков роялей Владимир Спесивцев. Оба они – официальные лица компании Steinway & Sons в России, за инструментами которой стоят в очереди филармонии всего мира.

IMG_2159

IMG_2164

Когда роялю не климатит…

Не спеша и сосредоточенно Владимир Спесивцев раскладывает на столе трубочки разных калиб­ров, мелкие шурупчики и другие малопонятные непосвященному человеку детали. У концертного Steinway 88 клавиш и 250 струн, так что работа предстоит кропотливая. Привести рояль в чувство Владимиру Ивановичу помогает заветный чемодан с инструментами, который он повсюду возит с собой. А весит эта поклажа 25 кг.

– Впервые пианино я настроил 48 лет назад, когда служил в армии, – рассказывает Владимир Иванович. – Сколько их сегодня в моем послужном списке, уже не сосчитать. Только роялей Steinway обслужил больше сотни. Так что процесс настройки отработан до автоматизма. И занимает он от двух до пяти часов – в зависимости от состояния инструмента и задач, которые передо мной стоят.

Концертный рояль хоть и по-мужски элегантен, но нежен как барышня. Например, боится малейшего переохлаждения. Потому зима – не лучшая пора для путешествий Steinway. Большая удача, что Томск встретил немца демократичными для Сибири минус пятнадцатью. Опустись стрелка термометра на какие-то два-три градуса, могла бы пострадать полировка инструмента. В любом случае к настройке Владимир Спесивцев смог приступить только через пять дней – рояль должен был пройти акклиматизацию.

С особой тщательностью настройщик подходит к установке системы климат-контроля, которая крепится к инструменту. Она позволяет создать для короля сцены оптимальные условия. В Сибири роялю не климатит.

– Steinway любит, когда влажность воздуха составляет 40–60%, – рассказывает Владимир Спесивцев. – В противном случае инструмент высыхает, что сказывается на его звучании. И вообще быстро старится. При низкой влажности у рояля, как у человека на войне, год за три идет. А у вас в Сибири из-за морозов и отопления воздух очень сухой.

_J0A7482

_J0A7530

_J0A7517

***

…Рабочий график у Дениса Мацуева – мама не горюй. Города, страны и климатические пояса пианист меняет на раз. Но ради Томска, к которому маэстро, по его же собственному признанию, неровно дышит, он готов скорректировать свою гастрольную жизнь. Весной Мацуев приедет в наш город, чтобы сыграть первый концерт на новеньком рояле Томской филармонии.

Инструмент весом полтонны четверо рабочих разгрузили за два часа. Здорово помогли краны, ваги и рохли. Раньше, когда этих чудес техники не было, процесс выгрузки рояля из контейнера и его транспортировка в зал отнимали в разы больше времени и сил. Ветераны оркестра вспоминают, что старый рояль в БКЗ заносили на руках 30 курсантов военного училища

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

24 − 19 =