«Русские казахи» в сибирской деревне

русские казахи

Герои этой публикации родились в Казахстане. Вернее, сначала они думали, что родились и жили в Советском Союзе, но потом оказалось – нет, в Казахстане… Сейчас с жизнью в зарубежье покончено, их новый адрес: Россия, Томская область, Кожевниковский район, село Зайцево. Они еще не россияне, но вскоре надеются получить гражданство нашей страны. Все они – школьные работники: директор, учителя, повар, рабочий. О нелегком пути «из казахов в сибиряки» корреспонденту «ТН» рассказал директор Зайцевской средней школы Сергей Степанов.

 Непонятая целина

– Все-таки было бы натяжкой сказать, что наша жизнь в Казахстане была невыносимой, – Сергей Николаевич немного щурит глаза, у него открытая улыбка и хорошо поставленная речь русского учителя.

За окном бушует поздний март, мы разговариваем с ним в одном из школьных кабинетов, куда нет доступа не по сезону жаркому солнцу. Через приоткрытую дверь доносятся детские голоса – это деревенские ребятишки путешествуют по коридорам, несмотря на каникулы.

– В Казахстане в течение многих лет я тоже работал директором школы, – вспоминает Сергей Николаевич. – Даже не просто школы, а школы и агролицея в одном лице. Помимо огромного четырехэтажного здания у нас были свои собственные поля, сельскохозяйственная техника, автомобили… В общем, слишком лакомым было учреждение для того, чтобы его возглавлял не представитель коренной национальности. К тому же с каждым годом все острее и острее вставал языковой вопрос. Я родился, вырос и всю жизнь проработал в Северном Казахстане, где большинство населения составляют русские, и именно русский язык был основным средством общения. Сначала весь документальный оборот велся на двух языках, а в последние два года только на казахском. У нас в школе даже штатную должность ввели – переводчик с казахского на русский, чтобы доводить до коллектива руководящие директивы. Особенно страдали от этого местные старики: придет, например, ветеран в банк или какое-то госучреждение, а там все образцы документов – на казахском. И ведь беда была даже не в том, что людям старшего поколения сложно выучить новый язык, а в том, что повсеместно внедряемый «литературный казахский» с трудом понимали и местные казахи.

Сергею Николаевичу нужно отдать должное: как истинный интеллигент, он старается быть максимально объективным. Не все на его исторической родине было плохо – и зарплата у учителей существенно выше, и бюрократии меньше. Но национальный вектор развития ситуации был определен весьма четко. К тому же…

К тому же до сих пор для Степанова остается загадкой, каким именно волшебным образом номер его телефона попал к Надежде Крайсман, замглавы Кожевниковского района по социальной политике. Надежда Анатольевна позвонила Сергею Николаевичу два года назад: «Есть вакансии. Приезжайте». И в марте 2012-го, на весенних каникулах, Сергей Степанов приехал на разведку в Кожевниковский район.

– Надежда Анатольевна предложила мне несколько вариантов трудоустройства, но я остановился на Зайцеве: недалеко от райцентра, строится новая школа, а главное – много учительских вакансий, можно коллег из Казахстана перевезти.

 Слово губернатора

На небольшом семейном совете супруга и коллега Сергея Николаевича Марина Рубеновна одоб-рила решение мужа: переезжаем. Лучше спокойно уехать с вещами, чем потом в спешке, с одним чемоданом.

– Если в марте на месте будущей школы был только котлован, то к августу, когда мы переехали в Зайцево, уже были возведены стены. Целый год проработали в старом, весьма убогом школьном здании, большинство учителей были приезжими, так сказать, временно прикомандированными из районного центра. Столь стремительное строительство школы вселяло оптимизм. Мы испытывали внутренний подъем!

Сказать по правде, он до сих пор ощущается – в каждом жесте и слове директора Степанова. Все-таки мечта сбылась, и новая, оснащенная по последнему слову техники школа стала реальностью. И даже школьные звонки звучат в ее стенах не по прихоти вахтера, а по велению космического спутника, чей сигнал о точном времени принимает специальное устройство. В школе пять интерактивных досок, прекрасно оборудованные мастерские, спортзал, просторные холлы, тут же поселковая библиотека, детский садик и фельдшерско-акушерский пункт…

Впрочем, год назад все это лишь строилось, сами педагоги жили во временном жилье, хотя новые квартиры были обещаны местными властями. Никто не знает, сколько именно лет пришлось бы ждать педагогам обещанного жилья, если бы 3 августа прошлого года, за месяц до открытия школы, в Зайцево не приехал Сергей Жвачкин. Как вспоминает Степанов, это была рабочая поездка губернатора, он приехал в Зайцево, директор встретил его, доложил о ходе подготовки школы, и Сергей Анатольевич вдруг спросил:

– А какая у вас, Сергей Николаевич, главная проблема?

– Учительские кадры.

– Что нужно, чтобы их привлечь?

– Нужно жилье, хотя бы четыре квартиры.

Тогда губернатор тут же повернулся к присутствовавшему при разговоре строителю школы депутату областной Думы Сергею Звонареву и спросил:

– Сколько нужно денег, чтобы быстро построить два двухквартирных дома?

– Четыре миллиона.

– Хорошо, стройте дома. Два миллиона получите в этом году, еще два – в следующем.

Сейчас, когда Сергей Степанов вспоминает этот судьбоносный разговор, они с супругой уже справили новоселье в новой просторной двухкомнатной квартире, с электричеством, холодной водой, электробойлером, локальной системой отопления. За стенкой в такой же квартире поселилась еще пара «русских казахов» – учитель труда и физкультуры Виталий Панибратец вместе с супругой Александрой, поваром школьной столовой. На днях во второй дом въезжает еще одна «казашка» – учительница английского языка Ольга Катетунова с мужем, а во вторую квартиру – учитель математики Александр Шамин из Кожевникова.

 Корневая система

Зайцево – село небольшое, порядка 500 жителей. До появления новой, девятилетней школы родители старшеклассников начали переводить своих детей в другие учебные учреждения. Сейчас этот процесс удалось повернуть вспять: во время учебного года школу не покинул ни один ученик, а учитывая то обстоятельство, что рожают в Зайцеве исправно, следует ожидать прибавления ребятишек. Сейчас в школе 72 ученика. Еще 20 детей может принять детский сад, но есть проблема.

– К сожалению, у людей в Зайцеве практически нет денег, – делится общей болью Сергей Степанов. – Местное градообразующее сельхозпредприятие – банкрот, неизвестно, останется ли оно на плаву. Долги по зарплате большие, и многие семьи сейчас не имеют даже двух лишних тысяч в месяц, чтобы платить за садик. С другой стороны – не для того же власть построила здесь школу, чтобы бросить на произвол судьбы местное население, правда? Мне кажется, что наш школьный комплекс позволил закорневить ситуацию в Зайцеве…

– Как-как? – подпрыгиваю я от неожиданной точности формулировки.

– Закорневить, – улыбается Сергей Николаевич, – пустить корни. Ведь социальная инфраструктура – основа жизни в любом поселении, а у нас и школа, и детсад, и ФАП.

Говоря об этом, Сергей Николаевич подходит к окну, из которого открывается вид на современный школьный стадион. Пока функционирует лишь лыжная трасса, но скоро из-под снега вытают различные турники-тренажеры, футбольное поле, волейбольная и две баскетбольные площадки с самым современным покрытием.

– Стадион наш мы даже толком не распробовали, – продолжает свою мысль директор школы, – быстрая осень, ранняя непогода. Поэтому обживать его будем с мая, причем всем селом. Пока же центр всей спортивной жизни Зайцева – это школьный спортзал. Нашему физруку Виталию Александровичу сельское поселение выделило полставки, и теперь трижды в неделю – в понедельник, среду, пятницу – с шести до девяти вечера спортзал открыт для всех жителей. Даже зимой народу приходит очень много – более 20 человек ежедневно, а сколько будет приходить летом на стадион!

Словно в подтверждение слов своего директора по еще не растаявшим остаткам лыжной трассы с переменным успехом скользит какой-то ребятенок, а на освободившемся от снега асфальте двора пара мальчуганов пинают по мячу.

– У нас тут и дискотеки проходят в школьном вестибюле. Поначалу мы боялись, чего уж скрывать, думали, как бы чего не вышло, но молодежь оказалась сознательной: танцует без эксцессов.

Рассказав про дискотеки, Сергей Николаевич смущенно улыбается, словно извиняется за то, что думал о местной молодежи хуже, чем она оказалась на деле. Или именно такой она и оказалась? Пытаясь угадать мысль директора школы, задаю ему вопрос:

– Скажите, а люди в Зайцеве, они какие? Разные?

– Разные. Но в большинстве – хорошие, отзывчивые и открытые. Мы же пока иностранцы, нам и кредит-то в банке взять нельзя, так коллеги по школе на себя оформляют, нам отдают, а мы потом от их имени платим. Или сравнить, например, казахстанскую власть и местную. Там глава района называется аким, и это почти небожитель, вокруг которого формируется маленький культ личности. Даже представить невозможно, чтобы простой директор школы мог напрямую обратиться к акиму. А у нас глава района, Александр Емельянов, абсолютно доступен: хочешь – по телефону позвони, хочешь – на прием приезжай. Другая страна!

И это правда: другая страна.

Россия. Сибирь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − три =