Русский характер

Уроки младшего брата

Ведь как часто бывает: живет с тобою рядом человек, и ты в его поведении ничего примечательного не видишь, даже иногда конфликтуешь с ним по мелочам. Но вдруг память твоя высветит в его жизни нечто такое… И ты уже смотришь на него другими глазами. Так и со мною случилось по отношению к моему младшему брату. Речь не о том, что в Отечественную войну он пролил кровь за Родину и заслужил боевые награды, а о том, что и в мирное время он продолжал сражаться за жизнь.

Случилось так, что один из осколков, ранивших брата в войну, оказался коварным: шрам от него с годами разросся и привел брата в медицинское учреждение, описанное в книге Солженицына «Раковый корпус». Но брат и там не утратил присутствия духа. Уже перенесший операцию на горле и не способный говорить, он написал мне: «Не отчаивайся, я выживу». И чудо свершилось: он не только выжил, но благодаря исключительной воле и упорному характеру освоил профессию журналиста, плодотворно работал в областной газете, а затем уже в преклонном возрасте описал в четырех томах историю и современную жизнь ТГАСУ. Разумеется, на это были потрачены многие годы трудового подвижничества, равного которому томская литература, пожалуй, не знала.

Однако и в дальнейшем судьба продолжала испытывать характер брата. Три года назад, пойдя в лес по ягоды, он заблудился. Казалось, ничто не предвещало беды в ясный летний день. Но природа вдруг словно взбесилась и повела себя как в песне: «Ревела буря, гром гремел…». Под проливным дождем и ураганным ветром брат сбился с пути и отправился в другую сторону от поселка, где была его дача. Трое суток он блуждал по тайге, днем пробираясь через дебри, а ночи коротал в обнимку с сосной, страшась свалиться и замерзнуть на мокрой холодной земле.

Я и сейчас содрогаюсь, представляя себе, что пережил брат, борясь с дикой природой за жизнь. Но он, 85-летний старик, израненный на войне, с подорванным тяжелой болезнью здоровьем, безголосый и полузрячий, и на этот раз выжил. Начав свой путь в Томском районе, он выполз к человеческому жилью уже в Зырянском.

Рассказал я обо всем этом не из родственного тщеславия, а затем, чтобы вместе со мной и другие люди отдали должное человеку, рядом с нами живущему. Сейчас Леонид Иванович в преддверии своего 88-летия. Самое время пожелать ему здоровья и успехов в дальнейшей жизни.

Василий Селиванов, г. Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − шесть =