С 1 августа между блогерами и сетевыми изданиями проведут четкую границу

блогерЭксперты констатируют сегодня сокращение общего количества средств массовой информации. Прекращают существование печатные газеты и журналы, закрываются электронные СМИ. Это происходит практически во всех городах, и Томск, еще каких-нибудь 10–12 лет назад метко прозванный медийной аномалией, тоже не является исключением. Люди теперь читают электронные СМИ, дневники блогеров. Кстати, их с 1 августа тоже ожидают перемены.

Сколько нас и почему?

На сегодняшний день на территории Томской области зарегистрировано 188 средств массовой информации. Это все наши издания. В 2000 году их число уверенно приближалось к тысяче. По данным управления Роскомнадзора по Томской области, в 2008 году количество зарегистрированных СМИ составляло 468, в 2010-м – 320. Очевидно, нельзя исключать того, что еще лет через десяток у нас может остаться две-три газеты и парочка телеканалов.

Ситуация печальная. Почему СМИ пришли к ней? Вот как считают эксперты.

– На мой взгляд, причин тому несколько, – констатирует Ирина Москалева, начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Томской области. – Во-первых, большое значение имеет финансовая сторона вопроса. Если издание не приносит прибыли, оно закрывается. Вторая причина заключается в том, что читатель (зритель, слушатель) массово уходит в Интернет. Молодое поколение охотно получает необходимую информацию в глобальной Сети. Третья причина заключается в том, что часть учредителей СМИ имеет весьма смутные представления о том, что нужно делать, например, после получения свидетельства о регистрации журнала: как готовить материалы, писать статьи, делать фотоснимки, издавать и распространять журнал, и опять-таки в какие затраты это выльется. В итоге деятельность СМИ прекращается.

Анализ ситуации на рынке СМИ входит в прямые обязанности Управления Роскомнадзора по Томской области. Служба осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания, а также регистрацию СМИ, осуществляющих свою деятельность на территории области.

– Часто к нам обращаются с вопросом: можно ли зарегистрировать в управлении сайт, – рассказывает Ирина Москалева. – В соответствии с Законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» заявление о регистрации СМИ, продукция которого распространяется на всей территории РФ и за ее пределами, подается в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Права и обязанности – под контроль

1 августа вступает в силу закон о блогерах. Документ входит в так называемый антитеррористический пакет, введенный после печальных событий, произошедших в Волгограде в 2013 году. Президент нашей страны Владимир Путин считает оправданным сравнивать влияние популярных блогеров на аудиторию с влиянием СМИ. В чем смысл нового закона и кто будет заниматься его реализацией?

– Законом вводится понятие блогера: это владелец сайта или интернет-страницы, которые ежедневно посещают более 3 тыс. пользователей. Они обязаны выполнять требования, предъявляемые к СМИ: не допускать распространения государственной тайны, нецензурной брани и другого запрещенного законодательством контента, выполнять правила предвыборной агитации, а также проверять размещаемую информацию о частных лицах и незамедлительно удалять недостоверную, – поясняет Андрей Байкалов, исполняющий обязанности руководителя Управления Роскомнадзора по Томской области. – Кроме того, так называемый блогер-тысячник должен публиковать свои контактные данные для пересылки ему юридически значимых сообщений, а также нести ответственность, в том числе и уголовную, за злоупотребление правом на распространение информации. При этом блогер имеет право размещать на платной основе рекламу, а также искать и распространять информацию, но, в отличие от СМИ, никто не обязан ему ее предоставлять. Реализация этого закона входит в полномочия непосредственно Роскомнадзора. За нарушение установленных требований предусмотрены штрафные санкции.

Также Андрей Байкалов уточнил, что владельцы сайтов в сети Интернет, которые зарегистрированы в соответствии с законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, не являются блогерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =