С чего сегодня начинается Родина

Статей на сайте: 15280

09_1

Заложенная нашими предками чуть ли не на генетическом уровне любовь к Отчизне за последние десятилетия подверглась массированной ревизии. Как следствие – заметная деградация традиционных ценностей, размывание духовных скреп и связи поколений. Результатом хорошо продуманной информационной атаки стало то, что часть молодого поколения приняла чуждые идеалы, отрицающие базовые для жителей нашей страны понятия – «отечество», «гражданственность», «воинская честь и достоинство». Что противопоставить разрушительным процессам? Как воспитать у детей и молодежи патриотическое отношение к своей земле, уважение к истории и культуре нашего народа? Об этом говорили за круглым столом педагоги и члены Совета старейшин Томска.

Быть или не быть

Так совпало, что заседание состоялось через некоторое время после скандального выступления группы российских детей из Нового Уренгоя в германском бундестаге. Этот факт добавил пищи для размышлений. Что это было? Частный случай или одно из цепочки событий, вызванных пробелами в патриотической политике и отстраненностью общества?

К сожалению, отмечали участники круглого стола, опыт патриотического воспитания в последние десятилетия оказался отброшенным и не получил должного признания ни в теории, ни в практике обучения подрастающих поколений. Разрыв в преемственности оказался едва ли не критичным. Сейчас можно долго искать виноватых в лице семьи, школы, государства или видеть в этом происки недружественных сил… Но провал очевиден: нельзя забывать, что патриотическое воспитание – основа основ любого независимого государства. Не хотите кормить своих солдат – будете кормить чужих. Иначе говоря, получите вместо преданности своей стране потерю национального достоинства, вместо опоры на вековые традиции чести и гордости за свой народ, его судьбу и язык – атрофию чувства патриотизма, маргинальность и зависимость от сильных мира сего.

Конечно, причина в том, что целое поколение современной молодежи выросло в очень сложный для страны период, когда рушились привычные стереотипы жизни, изменялось отношение к морально-нравственным ценностям. Но сегодня есть позитивные подвижки. Очень важно, что президент страны предложил рассматривать патриотизм в качестве национальной идеи.

Для формирования патриотических чувств необходимо развивать у молодого поколения уважение и любовь к Родине, к месту рождения и проживания. Все большое вырастает из малого, патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей малой родине. Патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов, поднимаются до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к Отечеству.

Тогда сверхзадачей для общественности, педагогов и родителей становятся консолидированные действия, которые помогут как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Томич! Звучит гордо!

Многие современные дети мало знают о родном городе, стране, народных традициях. Хотя не все потеряно, новое поколение живет не в вакууме, по-своему понимает и принимает патриотизм как ценность. Многие считают, что молодежи не хватает достойных примеров. А еще мальчики и девочки мало вовлечены в общественно-полезные дела. Как помочь семье и поднять нравственно-патриотическое воспитание на новый уровень? Позитивный опыт во многих томских школах есть. В Заозерной школе № 16 идеологическим ядром большинства мероприятий стала система гражданского воспитания.

– Школа – маленькая проекция большого общества. Для современного образовательного учреждения сегодня как никогда важно освоение новых форм гражданского образования, взаимодействия детей и взрослых, родителей, педагогов и органов власти, – утверждает директор школы Елена Астраханцева. – Наша модель комплексная, включает в себя гражданское, патриотическое, этнокультурное, экологическое воспитание. Система работает через программы – «Мой Томск», «Толерантность от поколения к поколению», «Святые заступники земли Русской», «Растим патриотов». Законопослушный гражданин – тот, кто научился быть успешным, совместил траекторию своей судьбы с развитием страны. Разнообразные учебные курсы, практические проекты, ученическое самоуправление, различные акции помогают ученикам реально интегрироваться во взрослую общественную и производственную жизнь полноценным гражданином и патриотом. Приехав на Байкал, мы вместе с детьми заметили, как трепетно и патриотично относятся местные дети к своим знаменитым объектам природы. Ничего особо придумывать не надо, наши дети должны гордиться Сибирскими Афинами, нашим удивительным регионом.

Где находится томский университет?

Дети знают основные достопримечательности Томска, но не знают деталей: истории названия тех или иных улиц, зданий. Но то, что у всех на слуху, они не могут не знать.

– Думаю, мы недостаточно работаем по привитию любви к своему городу, – поддержал мысль директор школы № 37 Александр Иванов. – Надо гордиться, непременно надо. Дела исторических личностей, в честь которых названы многие улицы города, детям мало известны. Но ведь для этого надо знать все от Грустины (мифического города на месте Томска. – Прим. ред.) до наших дней. За четыре века о Томске написано множество книг, но специальных, удобных для детей обучающих комплексов – книг для внеклассного чтения, видеоматериалов для уроков – для школьников нет. Недавно томские историки выпустили очень интересную книжку – «В Томске в 1917 году» («ТН» рассказывали о ней в № 45 (912) от 10.11.2017. – Прим. ред.). Это книга готовых экскурсионных маршрутов. Кто-нибудь ее видел? Разве школы не купили бы ее в свои библиотеки? Когда-то я был противником того, чтобы уроки истории и литературы проходили в музее. Теперь я всей душой за то, чтобы в помещении школьного музея «Фронтовые подруги» учитель погружал ребят в тайны веков.

Привитые детям гордость и уважение к своему городу легко подвигают их к участию в значимых социальных акциях, будь то уборка микрорайона, сбор макулатуры в рамках акции «Спаси дерево» или ухаживание за скверами.

Эффективной формой работы по патриотическому воспитанию в гимназии № 6 считают встречи с ветеранами, уроки мужества, экскурсии в музеи.

– Мы особенно гордимся традицией проведения митинга в День Победы возле памятника погибшим учителям и ученикам 6-й школы во дворе учреждения, – подчеркнула директор гимназии Елена Сорокина. – За право заступить в почетный караул идет борьба. Для нынешних детей эта память очень важна, они меняются на глазах, когда несут фотографии своих прадедов в рядах «Бессмертного полка». Еще несколько лет назад такого отношения не было. Дети сопричастны, они вместе со всеми нами. Мы часто сетуем, что молодежь плохо знает историю, но видели бы вы, как дети негодуют, когда узнают, что в зарубежных учебниках победителями Второй мировой войны объявляют США.

Конечно, многое в патриотическом воспитании зависит от традиций школы, от личности учителей. Достаточно вспомнить, сколько труда вложено в замечательные школьные музеи города.

Не стоит принижать опасности вызовов эпохи. У подрастающего поколения всегда должен быть четкий ответ и позиция, идущая от интересов своей страны. Многие считают, что для воспитания любви к Родине не обязательно уметь разбирать и собирать автомат, знать в лицо президента и слова гимна страны. Но патриот не только должен знать, с чего начинается Родина, но и постоять за ее честь, настоящее и будущее.

Предложения участников круглого стола и рекомендации Совета старейшин легли в основу обращения к мэру города по формированию политики патриотического и гражданского воспитания школьников.

Автор: Анатолий Алексеев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

47 + = 55