В течение 2019 года томские школы, техникумы, вузы и научные учреждения работали в новой логике государственного управления образовательными процессами – на основе нацпроектов. Причем базовый национальный проект «Образование» – один самых емких: в него входят еще 10 подпроектов. Поэтому разнообразных результатов работы научно-образовательного комплекса за прошедший год очень много. О больших и ярких достижениях, проблемах и перспективах томского образования и науки на пресс-конференции журналистам рассказала замгубернатора по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.

Школа в системе

Главная задача – не только обеспечить всем равные образовательные возможности, но и добиться высокого качества обучения. Далее – силами общества и государства преобразовывать образовательную среду, которая должна быть созвучна информационному XXI веку. И третий акцент, о котором много говорили классики образования, – вовлечение нового поколения в активное творчество (особенно научно-техническое, не забывая о постоянном повышении качества работы преподавателей).

Предупреждая острый вопрос читателей, добавлю: вопрос воспитания, передачи и освоения ценностей нашей культуры тоже занимает в общей идеологии важнейшее место, а среднее образование в образовательной системе региона занимает самое большое место. Целая армия детей – 59 тыс. дошкольников и 122 тыс. школьников. Что очень радует. С недавнего времени активно пошел процесс строительства новых школ, садов, и 2019 год не стал исключением: сданы в эксплуатацию школа на 1 100 мест, четыре детских дошкольных учреждения. В этом году будет заселена типовая школа на 1 100 мест в Южных Воротах и несколько садов (в Томске предполагается построить еще 10). Благодаря губернаторскому сквозному плану идет капитальный ремонт зданий, основанный на инструментальных обследованиях. В прошлом году капитально отремонтированы три учреждения и спортзал.

В процессе обучения тоже движение по экспоненте. Результаты ЕГЭ объективны и как никакие другие дают объективную оценку качества. Выросло число высокобалльников (80–100 баллов) – 2 291 человек. Это 14% от общего числа сдающих ЕГЭ. По математике, физике, информатике превышен средний балл по стране. Больше стало победителей олимпиад, как и число детей, вовлекаемых в соревновательный процесс. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» у нас был серьезный прорыв в кружковом движении: на площадках U-NOVUS-2019 участвовало более 1 500 детей. Также финалистами олимпиады НТИ (национальная технологическая инициатива) стали 66 человек (2,5 тыс. участников на первом этапе), и среди них точно будут победители.

А это новинка: обновление государственного образовательного стандарта, сопровожденное обновлением материальной базы, позволило открыть 29 точек роста. Это предтечи школ будущего, ориентированные на завтрашние профессии. Они оснащены самыми современными цифровыми средствами и технологиями. Причем с курированием специалистами из университетов.

Также в рамках «Цифровой образовательной среды» в 2020 году в Томске будет открыт первый центр цифрового образования «IT-куб». В 2021-м такой центр откроется в Асине, а в 2022 году – в Северске.

– Здесь школьники смогут освоить востребованные языки программирования, научатся писать приложения для мобильных устройств, работать с большими данными и создавать виртуальную реальность, – пояснила замгубернатора. – Сеть инновационных цифровых центров позволит развивать у детей IT-компетенции, инженерное творчество, повысит мотивацию к углубленному изучению информатики.

Для детей с ОВЗ запланированы мероприятия по поддержке обучения и профориентации. В коррекционных школах преду­смотрены трудовые мастерские, кабинеты специалистов. Не забыты педагоги: по словам Людмилы Огородовой, рост зарплат школьных учителей в регионе соответствует планам, заявленным в нацпроекте «Образование». Средний показатель составил 36 724 рубля. Среднюю зарплату педагогов допобразования в 2020 году также планируется поднять с 36,9 тыс. рублей до 37,8 тыс., а воспитателям детсадов – с 33,7 тыс. рублей до 34,3 тыс.

И наконец вишенка на торте: с этого года более 50 тысяч учеников 1–4-х классов школ Томской области с нового учебного года получат бесплатное горячее питание.

94% выпускников томских университетов трудоустраиваются после окончания учебы.

Я в рабочие пойду

Одна из оценок работы системы профобразования – конкурсы в техникумы и колледжи ощутимо растут: в среднем три человека на место. 60% выпускников 9-х классов готовы продолжать свое образование в техникумах и колледжах. Сейчас в учреждениях системы профессионального образования учится более 24 тыс. студентов.

– Обучение в колледжах и техникумах проводится по 238 программам, в том числе по 24, включенным в топ-50 наиболее востребованных профессий и специальностей в России, а также по 61 программе, включенной в перечень приоритетных профессий для экономики региона, – отметила заместитель губернатора Людмила Огородова. – Завершив обучение, трудоустраивается по специальностям 70 процентов выпускников.

Как отметила вице-губернатор, в 2019 году в рамках нацпроекта «Образование» направлено более 106 млн рублей на обновление материально-технической базы учреждений. 20 мастерских оснащены оборудованием по международным стандартам WorldSkills, пять из них – по опережающим компетенциям: сити-фермерство, геномная инженерия, IT-решения для бизнеса, акушерская помощь, скорая медицинская помощь. Более 3 тыс. студентов обучаются в мастерских по программам, в которые включена система опережающей подготовки.

В 2019 году приоритетными направлениями для абитуриентов стали такие направления, как туризм, дошкольное образование, в том числе работа с детьми с ОВЗ, информационная система программирования, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, сетевое и системное программирование, сестринское дело и другие.

Есть в системе ссузов и организационный прорыв – запущены два современных формата обучения: «Центр опережающей подготовки» (короткая подготовка по заказу работодателя) и «Фабрика процессов».

Все вместе привело к важному результату: третье место в стране по трудоустройству выпускников, при этом треть выпускников соответствует мировым стандартам WorldSkills

Научно-образовательный комплекс – 314 школ, 203 детских сада, 73 организации дополнительного образования, 33 техникума и колледжа, 9 филиалов, 6 вузов, 6 институтов РАН РФ, Томский национальный исследовательский медицинский центр.

Диплом в жизнь

По оценке результативности деятельности образовательных и научных организаций Министерство науки и высшего образования РФ присвоило первую категорию трем томским университетам – ТГУ, ТПУ и ТУСУРу, а также Томскому НИМЦ РАН.

– Хочу отметить, что за Уралом только шесть вузов отнесены к первой категории, из них три – томских, – резюмировала заместитель губернатора Людмила Огородова. – Это высокая оценка деятельности научно-образовательного комплекса региона.

Томская область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по уровню подготовки абитуриентов. Так, в Томском государственном университете средний балл студентов, зачисленных на бюджетную и платную форму обучения, составил 78,5, в Томском политехническом университете – 76,3, в СибГМУ – 70,5, в ТГАСУ и ТГПУ – 70,1, в ТУСУРе – 65,5.

Томская область занимает первое место по доле организаций, участвующих в научной кооперации с бизнесом и институтами РАН, и третье место – по доле молодых исследователей до 39 лет, а также по публикационной активности.

По результатам статистических исследований Высшей школы экономики Томская область в России занимает первое место по числу статей, опубликованных в базах данных Web of Science и Scopus, в расчете на 10 исследователей; второе – по доле исследователей со степенями кандидатов и докторов наук; третье место – по численности исследователей в расчете на 1 млн населения.

По словам Людмилы Огородовой, этот важный показатель учитывается в конкурсе регионов, претендующих на создание НОЦ мирового уровня. Университеты Томской области по количеству публикаций сопоставимы с университетами, которые входят в топ-100 мировых университетских рейтингов

И новость последних дней: Национальный исследовательский Томский государственный университет в рейтинге Times Higher Education (THE) самых интернациональных университетов мира занял по этому показателю первое место в России и 103-е в мире.

Автор: Григорий Шатров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 6