токарьПочти все училища Томской области пережили реорганизацию. Кто-то стал филиалом томских техникумов или колледжей, кто-то – центром прикладных квалификаций, а кто и самостоятельно приобрел статус техникума.
В регионе осталось только три училища, но и они в скором времени поменяют свою структуру. Училище №?25 в Александровском районе и училище №?15 в Стрежевом объединятся на базе Томского политехнического техникума, став его филиалами, а училище №?28 в Парабели преобразуется в техникум.

Повысить профпригодность
Причина таких масштабных перемен – дефицит рабочих профессий на рынке труда: юристов, экономистов, бухгалтеров с избытком, а вот токарей, слесарей, сварщиков днем с огнем не сыщешь.
– Выпускники некоторых ссузов сегодня практически не востребованы работодателями, – сокрушается начальник областного департамента профессионального образования Людмила Веснина. – Главная оценка эффективности среднего образовательного учреждения – процент трудоустройства его выпускников в первый год после выпуска. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» Минобр­науки установило минимальную планку по этому показателю для каждого региона. В Томской области она составляет 60,2% от общего числа выпускников ссузов региона. Не ниже этой цифры должно быть количество трудоустроившихся выпускников и у каждого учреждения среднего профессионального образования области. Но, к сожалению, не все они до этой планки дотягивают. Самый низкий процент трудо­устройства был как раз у училищ – 32%.
Между тем на обучение одного студента профтехучилища государство тратит в среднем в год от 120 до 200 тыс. рублей. В Томской области 22 тыс. таких учеников.
Томская область входит в список восьми экспертных пилотных регионов России по отработке критериев эффективности их деятельности.
Всего таких критериев оценки шесть. Разработало их Мин­обрнау­ки, а совет директоров томских профессиональных образовательных организаций обсудил, доработал и адаптировал применительно к томским образовательным учреждениям.

Мертвые души не по Гоголю

Кроме процента трудоустройства выпускников ссузов, критериями, определяющими эффективность их работы, являются количество обучающихся в них студентов, количество студентов на одного преподавателя или мастера, площадь помещения ссуза, приходящаяся на ученика, а также средняя стоимость обучения одного студента.
– Если стоимость обучения студента слишком высока, с экономической точки зрения это считается плохим показателем. Впрочем, если все остальные критерии соблюдаются ссузом хорошо, то это не страшно. Другое дело, если ни один из них не выполнен, как это было у томских училищ, – поясняет заместитель начальника департамента профессионального образования Николай Горюнов.
Проведя проверку ссузов области на количество реально обучающихся в них студентов, сотрудники департамента насчитали много учреждений с «мертвыми душами». Закрытый сейчас филиал Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса в селе Тегульдет по факту насчитывал троих студентов, в то время как по документам их там числилось 19.
– В такой ситуации, разумеется, оптимальным вариантом было закрытие филиала, – поясняет Людмила Веснина. – Конечно, для ребят, живущих в селе, очень удобно, если училище находится недалеко от дома. Однако есть и экономические требования, которые предъявляет сегодня Министерство образования. А также требования к качеству профессионального образования, которые диктуют закон и рынок труда.
Тем не менее, отмечают специалисты департамента, шашкой при этом никто не рубил. Старались действовать осторожно и предусмотрительно. Закрыто на сегодняшний день только три училища в области. Все остальные реорганизованы.
– Решение о том, станет ли училище филиалом техникума, получит ли статус центра профессиональной подготовки или есть смысл дать ему статус техникума, мы принимали совместно с коллективами этих учреждений, при участии местных депутатов и глав муниципальных образований, – уточняет Людмила Веснина. – У каждого училища был выбор, в каком статусе оно продолжит существовать дальше.
Кстати, решение о том, станет ли училище, к примеру, центром профессиональной подготовки, на камне не выбито. У каждого есть возможность подтянуться в плане методического, технического и кадрового резерва до уровня техникума, а в дальнейшем, может быть, даже и колледжа.

Порядок в званиях

Критерии оценки эффективности будут применяться также и к колледжам. У некоторых из них, по словам главы департамента среднего образования, сегодня тоже не все гладко.
– Не все колледжи, к примеру, соответствуют своим статусам. На уровне Минобрнауки введены разграничения, какое учреждение можно назвать училищем, какое – техникумом, а какое – колледжем или центром профессиональной подготовки. Колледж – это учреждение, которое разработало и внедрило собственные углубленные программы обучения. У нас же сейчас есть колледжи, которые не имеют даже программ подготовки техников. Также при аккредитации у колледжа должно быть не ниже 52% контингента студентов по специалитету. А у нас некоторые колледжи ведут только рабочие профессии, – приводит пример Людмила Веснина.
По распоряжению Минобрнауки право выработать показатели и критерии, по которым учреждение можно определить как колледж или техникум, теперь дано региональным департаментам профобразования. Так что уже в ноябре совет директоров профессиональных образовательных организаций получит задание разобраться с наименованиями учебных заведений.
– Оценка деятельности образовательных организаций проходит ежегодно. Со временем, вполне возможно, изменятся и критерии оценки ссузов. Главная наша задача на сегодня – организовать их деятельность, сделать ее более эффективной, отладить взаимодействие средних профессиональных учебных заведений с работодателем, – уточняет Николай Горюнов. – За год, например, мы провели техническое переоснащение Томского техникума водного транспорта и судоходства, на что потребовалось 18 млн рублей, проработали новые методики обучения, благодаря которым выпускники этого года впервые были востребованы не только на речных, но и на морских судах. Ко всему прочему налажено взаимодействие с Томской судоходной компанией и ее филиалами по поставке новых кадров.
Тем не менее, добавляет он, много проблем еще не решено. Вознаграждение работников, пособия, имущественные вопросы учреждений, ставших частью новой для них системы, еще необходимо уточнять.
– Полный отчет о реорганизации учреждений начального профессионального образования мы получим в 2016 году и тогда уже сможем оценить ее результаты, – заключает Николай Горюнов.

 

Цифры
Из 39 учреждений среднего образования, находившихся в ведении департамента профессионального образования до начала реорганизации, на сегодня осталось 32, из них 19 расположены в Томске.
Сейчас в области работают 16 техникумов и четыре их филиала, восемь колледжей и четыре их филиала, а также три учебных центра прикладных квалификаций.
Справка «ТН»
Наиболее высокие результаты трудоустройства у Томского промышленно-гуманитарного и Томского базового медицинского колледжей – по 98%. Общий показатель трудоустройства по системе среднего профессионального образования в регионе составляет 60–62%.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

75 − 66 =