Сектор промышленной политики области кризиса не чувствует

TNews769_06

Леонид Резников первым из заместителей губернатора подвел итоги 2014 года в своем направлении (секторе промышленной политики) и обозначил основные проекты текущего года. Леонид Михайлович общался с журналистами два часа, «Томские новости» выбрали самое интересное и актуальное.

Кризису – нет

Резников-Леонид– Для сектора промышленной политики, исходя из показателей работы за последние два года, 2014-й и начало 2015-го, не являются провальными, мы не чувствуем каких-то кризисных явлений. В 2012 году, когда новая управленческая команда только начинала работу, мы находились в куда более сложной ситуации. За два года объем выпуска продукции как в материальном, так и в финансовом выражении кратно вырос. Мы пришли к тому, что ВРП уже третий год устойчиво формируется по большей части результатами обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, а не результатами добычи углеводородов. Среди общих налоговых поступлений (по предварительной оценке, около 44 млрд рублей) добывающий сектор занимает не более четверти, а больше половины – именно обрабатывающая и перерабатывающая промышленность.

2015 год, несмотря на сложную экономическую ситуацию в целом по стране, мы ни в коем случае не предполагаем провальным. Мы видим уверенное, поступательное движение, рост выполнения объемов по всем материальным показателям. Все начатые программы, включая программы газификации, транспортного развития, развития предпринимательства, в этом году будут продолжены.

К лету 2015 года ОАО «Газпром» введет в эксплуатацию четыре межпоселковых газопровода в Томске и Томском районе протяженностью 50 км. Одновременно будет введено около 150 км внутрипоселковых сетей, строительство которых обеспечил регион. К приему газа подготовят более 3 тыс. потребителей.

Импортозамещение – двигатель промышленности

– Очень большую роль в хороших результатах 2014 года сыграла прорывная идея Томской области, оформленная в дорожные карты по импортозамещению – сначала с Газпромом, а потом и с другими крупными холдингами. Мы успели подписать соглашения до возникновения активного тренда в целом по стране. Поэтому существенно продвинулись вперед по получению заказов для нашей промышленности. Речь не о лоббировании конкурсных процедур, а о реальном, настоящем импортозамещении.

Высокотехнологичная продукция томского производства очень высокого качества, при этом ее цена – на 15–30% ниже импортных аналогов. Только по группе Газпрома и «Газпром нефти» томские предприятия поставили продукции почти на 3 млрд рублей. Это кратное увеличение. К 2017 году мы планируем увеличение поставок томских предприятий в подразделения отечественных холдингов до 7 млрд рублей.

Добывающий потенциал

– Несмотря на снижение показателей в недропользовании, мы и здесь видим позитивные тенденции. Да, в процентном выражении мы добыли в 2014 году на 4% меньше нефти, чем в 2013-м. Но здесь дело в том, что крупнейший недропользователь, «Томскнефть», уже несколько лет идет с небольшим снижением добычи, это естественный процесс, так как их старые месторождения истощаются. Но по плану на ближайшие три года у них будет даже некоторое увеличение добычи. Всего же в регионе более 30 компаний, которые добывают углеводороды. Причем самые крупные из них – «РуссНефть» («Томская нефть»), «Газпромнефть-Восток», «Востокгазпром» – идут с ростом. Кроме того, у нас запущен важный пилотный проект с участием Минприроды по выработке новых технологий добычи трудноизвлекаемых запасов, которых на территории Томской области очень много.

Буквально через несколько недель «Газпромнефть-Восток» в рамках этого проекта начинает реальное бурение на одном из участков Арчинского месторождения. Компания организует инвестпроект за счет своих средств, это создаст большой объем информации для ассоциа­ции недропользователей региона – мы будем знать, как нужно работать с «трудной» нефтью.

Химический акцент

– Индекс химического производства и производства пластмассовых изделий по итогам 2014 года – 130–150%. Здесь сказался запуск завода БОПП-пленки на площадке «Томск­нефтехима». Благодаря этому проекту СИБУР оценил наше инвестиционное законодательство о выплате субсидий из дополнительных доходов бюджета. И приступил к модернизации основного производства «Томскнефтехима». Об этом нигде не говорится, но шла речь о том, чтобы в течение пяти лет планово закрыть производство на «Томскнефтехиме». Потому что комплекс оборудования на заводе морально устарел.

Благодаря модернизации, которая будет завершена в 2016 году, жизненный цикл предприятия будет продлен на 30 лет. Так что это очень правильный шаг. Хотя поначалу было много критики: зачем пять лет возвращать предприятию часть доходов областного бюджета? Но что лучше: за те же пять лет вообще лишиться доходов от деятельности компании или сохранить еще и нашим детям такое высокотехнологичное производство?

Внутренней авиации не лишимся

– Росавиация приостановила действие сертификата «Томск Авиа» на регулярные коммерческие рейсы. Но пассажиры не пострадают, в России и в Томской области есть кому летать. У нас имеется несколько заявок от разных авиакомпаний на работу в регионе. Мы сейчас ведем с ними переговоры – с «Ангарой», с «Бурятскими авиалиниями». Полеты Томск – Стрежевой теперь ежедневно выполняет авиа­компания «Турухан».

Нас спрашивают, почему мы не помогаем «Томск Авиа». Потому что мы не считаем для себя возможным участвовать в работе компании, которая нуждается в финансово-хозяйственном оздоровлении. Но мы ведем с ними переговоры по аэропортовому комплексу. Губернатор Сергей Жвачкин в конце декабря еще раз озвучил им условия реального сотрудничества с регионом в эксплуатации и развитии аэропортового хозяйства. Договориться можно было гораздо раньше. И сейчас за два года спокойно отремонтировали бы аэропорт в Стрежевом с субсидиями на возмещение капзатрат. Но они разделили бизнес только в 2014 году по требованию Росавиации.

  • В 2015 году «Томск­автотранс» получит субсидию в размере 30 млн руб­лей из облбюджета, для того чтобы исключить возможность банкротства предприятия.
  • С 2015 года все проекты по использованию возобновляемых источников энергии (строительство котельных на щепе в Белом Яру, Нарыме и т.д.) будут объединены в одну программу.
  • Электричка Томск – Тайга продолжит ходить по старому расписанию. Томская область достигла договоренность с Кузбассом на 2015–2016 годы, объемы перевозок практически не изменятся.
  • В феврале заработает официальное такси ­аэропорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 17 =