Сергей Жвачкин предложил вернуть наставничество в школах

Жвачкин

На прошлой неделе прошел XIII Сибирский форум образования. Он собрал более 1 500 участников из 11 регионов России. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин выступил перед педагогами с речью:

– VI съезд учителей Томской области неслучайно прошел под слоганом «Учитель в социально-экономическом векторе развития региона». Потому что мы относимся к сфере образования не как к социальному бремени, а как к одному из движущих факторов развития нашей области, тем более что в этой сфере идут большие и позитивные перемены.

Сегодня перед региональной властью стоят две основные задачи – повышение доступности качественного образования и его конкурентоспособности. Эти задачи сформулированы в Стратегии развития социальной сферы Томской области.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос доступности дошкольного образования. И, решая эту проблему длиной в несколько десятилетий, в прошлом году впервые в истории области мы приступили к проектированию и строительству сразу 15 детских садов в девяти городах и районах! Для этого нам пришлось разработать и защитить перед депутатами Законодательной думы Томской области новые параметры закона о государственно-частном партнерстве. Закон принят и успешно заработал. Могу с ответственностью заявить: к 2016 году в Томской области не останется ни одного ребенка старше трех лет, для которого не найдется места в детском саду!

Однако мы должны смотреть чуть дальше и понимать, что именно в 2016-м столкнемся с первой перенасыщенностью школ. А к 2020 году школьников в Томской области будет больше, чем сейчас, на 24 тыс. Кроме того, законодательство обязывает нас ликвидировать вторые смены, с учетом этого нам необходимо дополнительно создать 36 тыс. школьных мест.

В прошлом году мы открыли новую школу в селе Зайцеве Кожевниковского района. 1 сентября занятия начнутся в новой школе Кожевниковского райцентра. А в последнюю четверть нынешнего учебного года школьники войдут в только что построенную школу в поселке Белый Яр Верхнекетского района.

Вместе с педагогами мы сегодня оцениваем, сможем ли использовать для начальной школы помещения детсадов. Разумеется, также мы будем искать новые финансовые источники для строительства школ. С предложением разработать соответствующую федеральную программу я буду выходить на правительство и президента.

Мы понимаем: решить проблему доступности школьного образования одними лишь учебными помещениями не сможем. Сфера образования – это в первую очередь не стены, а люди, педагогические коллективы. Мы подсчитали: рост числа школьников потребует к 2020 году увеличить количество учителей на 1 700 человек, то есть примерно на 240 педагогов ежегодно. А с учетом естественной смены поколений и того больше. Уже сейчас власти и педагогическому сообществу надо способствовать тому, чтобы сегодняшние школьники выбирали профессию педагога, чтобы через пять лет они пополнили учительский корпус.

Для этого мы продолжаем реализацию майских указов президента, повышаем заработную плату работников социальной сферы. На сегодняшний день средняя зарплата учителя превышает 30 тыс. рублей. Она соответствует среднему показателю по региону, как и сказано в указе президента. Если в прошлом году мы направили на повышение зарплаты бюджетников 3,7 млрд рублей, то в нынешнем заложили в областном бюджете 6,3 млрд!

Строя и ремонтируя образовательные учреждения, закупая современное учебное оборудование, мы улучшаем условия труда педагогов. Поддерживаем и молодые кадры. Те выпускники вузов, что выбрали профессию учителя, ежемесячно в течение трех лет получают губернаторскую стипендию. В прошлом году таких стипендиатов у нас было почти 400 человек. В зависимости от стажа работы, от того, в городе остался работать молодой специалист или переехал в село, размер стипендии составляет от 2 до 6 тыс. рублей в месяц. Плюс тысяча рублей в месяц в соответствии с областным Законом «Об образовании». Также мы выплачиваем премии лучшим учителям. В прошлом году на дополнительную поддержку педагогов направили из областного бюджета более полутора миллиардов рублей.

Однако денежное стимулирование, создание комфортных условий для работы – недостаточные факторы, чтобы привлечь в профессию молодые перспективные кадры. Важно создать благоприятную атмосферу в педагогических коллективах, условия для профессионального и карьерного роста. Поэтому считаю, что настало время вернуть в наши школы старое доброе понятие наставничества. Эта практика возвращается в производственную сферу. Хорошо зарекомендовали себя и отдельные примеры в образовательных учреждениях области. Опираясь на них, мы должны начать системную работу, вести, а не бросать, молодого учителя в первые годы его профессиональной карьеры.

Также считаю, что наши педагоги должны активнее работать с томскими университетами. Ведь для студентов школа – это возможность пройти практику по целому ряду специальностей. А для школы вузы – это широкое поле для профориентации молодежи, вовлечения студентов в педагогические коллективы еще на ранней стадии обучения.

Мы продолжим помогать педагогам решать жилищные проблемы. Соответствующие бюджетные программы в муниципалитетах сегодня работают, и мы будем их расширять. Станем активнее привлекать кадры в сельскую местность, потому что две трети молодых учителей трудятся в областном центре, а треть – на селе. Не исключаю, что после того, как посоветуемся с учителями, используем опыт областной программы «Земский доктор».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =